Мы за ценой не постоим: стоимость продуктов в Латвии бьет рекорды

Центральный рынк в Риге
© Sputnik

Петр Сологуб

Латвия уверенно держится в лидерах Евросоюза по продуктовой инфляции. Кто в этом виноват: производители, торговые сети или все-таки государство?

В то время как на мировом рынке цены на многие виды продовольствия за последние полгода снизились, в Латвии они наоборот прут вверх. Местные производители не виноваты, они сами в изумлении от цифр, которые выставляют на ценниках возле их товаров супермаркеты. В шоке и покупатели, призывающие власти остановить безудержный полет цен за облака. Но власти не вмешиваются. Не потому что им плевать – все значительно хуже. Ситуация выгодна верхушке страны: она позволяет покрывать чудовищные управленческие ошибки деньгами простых людей.

Сравнение не в пользу

По продуктовой инфляции Латвия уверенно держится в лидерах ЕС и среди стран еврозоны. Как подсчитал экономист Янис Херманис, если общая инфляция в стране, начиная с 2020 года, составила 32%, то продуктовая – аж 42%. Причем только в нынешнем году продукты подорожали в среднем на 24%.

Жители Латвии платят за еду больше, чем жители соседних Эстонии или Литвы. А во многих случаях – больше, чем жители самых развитых и богатых стран Евросоюза. Если сравнивать цены, то очевидно, что латвийцам дороже обходится абсолютно все – хлеб, мясо, птица, крупы, молочные продукты, сахар, макаронные изделия и пр.

Так, килограмм муки в Латвии стоит около 1,95 евро, в то время как в Литве она обходится в 1,59 евро, в Швеции – 1,53 евро, во Франции 1,29 евро, а в Польше – всего в 90 центов.

За литр двухпроцентного молока латвийцам в среднем приходится выкладывать 1,39 евро, притом, что во Франции такое молоко стоит 1,26 евро, а в Португалии молоко даже жирностью выше (2,7%) продается за 86 евроцентов.

Цена за килограмм курятины стартует в Латвии от 5 евро, тогда как в Ирландии она стоит 3,25 евро за кило, в Португалии – 2,34 евро. Даже литр паршивого рапсового масла у эстонцев стоит 1,69 евро, у литовцев 1,99 евро, а в Латвии 2,95 евро. И так – по всему списку.

Предлагаете посидеть на овощах? Брокколи и листовой салат в Латвии – 4 евро за кг.  Помидоры и баклажаны – 2,50. Картошка и морковь – меньше, чем 1,20 евро за кг, не найти.

А ведь заработки латвийцев намного меньше, чем в вышеупомянутых странах. Если в Латвии минимальная зарплата составляет 620 евро, а средняя – 1400 евро, то в Германии минималка превышает 1900 евро, а средняя – 4105 евро. Во Франции минимальная зарплата составляет 1700 евро в месяц, а средняя – выше 4000 евро.

Однако латвийцам приходится выкладывать за еду гораздо больше, чем немцам или французам, тратя на это львиную долю своих скромных, по европейским меркам, доходов.

Есть и другой нюанс, о котором очень не любят говорить латвийские политики. В других странах ЕС высокий необлагаемый минимум. В Финляндии это 1341 евро, в Ирландии – 1252, в Швеции – 1700. Тогда как в Латвии необлагаемый минимум доходов – жалкие 500 евро в месяц.

Но при этом действуют 15 видов налогов и 113 видов госпошлин, которые жители страны обязаны исправно платить. Как подсчитал предприниматель Янис Плявиньш, общее налоговое бремя на среднюю зарплату в Латвии составляет порядка 70%, а на минимальную зарплату – аж 80%!

По этой причине большинство населения страны (за исключением главного электората властей – чиновников, которым зарплаты постоянно повышают и индексируют) существует в режиме выживания. Согласно данным опроса компании Kantar, 87% латвийцев признались, что вынуждены экономить на питании. Они ищут еду подешевле, покупают меньше, отказались от всего, что можно отнести в разряд лакомств. И, конечно, перестали посещать кафе, предпочитая брать на работу обед из дома.

А как иначе, если просто чтобы купить в магазине хлеб с молоком, ты должен иметь с собой не менее 5 евро?

Ничего личного – чистый бизнес

Фантастические цены на прилавках торговцы объясняют внешними факторами. Главным образом – санкциями, войной, удорожанием сырья и беспрецедентным ростом цен на энергоносители, что автоматом отразилось на производстве, упаковке и доставке продуктов.

Но теперь очевидно, что латвийские торговцы заврались. Ибо биржевые цены на газ и электричество пошли вниз, мировые цены на сырье снизились, а на ценниках латвийских супермаркетов это не отразилось никак. Цены как лезли вверх, так и продолжают свое движение в заоблачную высь, подтверждая, что продуктовая инфляция в Латвии живет своей загадочной жизнью, развиваясь отнюдь не по законам экономики.

Как признался министр земледелия Дидзис Шмитс, наценка на некоторые местные продукты в магазинах несоразмерно велика и составляет от 70% до 300 % (!). По странному стечению обстоятельств такая картина наблюдается абсолютно во всех крупных торговых сетях, что наводит на резонные подозрения о монопольном сговоре. Как говорится, ничего личного – чистый бизнес.

Это вызывает негодование местных производителей. Однако, по словам председателя правления Совета сотрудничества сельскохозяйственных организаций Гунтиса Гутманиса, латвийские производители продовольственной отрасли вынуждены скрывать свое недовольство и молчать в тряпочку. Ведь стоит им высказать торговцам упреки в жадности или любые другие претензии, как их продукция будет вышвырнута из магазинов в назидание другим. А потерять место в сети супермаркетов, где самый большой сбыт товаров, – это вынести своему предприятию смертный приговор.

И все же на днях не удержался от возмущения глава Dobeles dzirnavnieks, крупнейшего в Балтии переработчика зерна, производящего все виды муки, макаронные изделия, крупы, хлопья и комбикорм. Председатель правления Кристап Амсилс сообщил, что предприятие не повышало цены на свою продукцию уже год, хотя производственные затраты постоянно росли. Не повышало, потому что сознавало, что речь идет о продуктах первой необходимости. Однако оно отслеживает, по каким ценам продают его продукцию супермаркеты, и видит, что изначальная цена завышена в 2,5 раза.

Об этой вопиющей порочной практике заявила и председатель совета Латвийской федерации пищевой промышленности Инара Шуре. Она сказала, что торговцы специально скрывают тот факт, что многие производители и переработчики продуктов питания не повышали цены с прошлого лета.

Более того, учитывая снизившуюся покупательскую способность латвийцев, они вообще не ставят наценку, а продолжают производить продукцию, покрывая высокую себестоимость, чтобы сохранить конкурентоспособность своей продукции в борьбе с импортными товарами. Можете представить себе их негодование, когда они видят, какие наценки без стеснений выставляют на их товары супермаркеты!

Шуре сообщила, что ее ведомство уже несколько месяцев пытается договориться с торговыми сетями о заключении меморандума о корректном ценообразовании, но те всячески увиливают от подписания.

А председатель правления Латвийского центрального союза молочных хозяйств Янис Шолкс добавил, что ни одно молочное предприятие не просило торговые сети повысить цены на свою продукцию. В том числе, производители сыра (цены на него подскочили особенно высоко). Более того, производители готовы раскрыть свои оптовые цены, чтоб народ понимал – они не лютуют. Но против этого грудью стоят торговцы. В договорах торговых сетей категорически запрещено производителям озвучивать, за сколько они отдали в магазины свой товар.

В общем, чьи уши торчат из нынешнего безумного ценообразования совершенно очевидно.

Но что же власти? А они молчат. Предлог самый уважительный: частный бизнес – сфера неприкосновенная, рынок все порешает и тому подобные благоглупости. Хотя всем латвийцам понятно: ничего рынок не порешает. Атмосфера безнаказанности раздула во владельцах торговых сетей непомерную алчность. И теперь они работают по принципу: выгоднее все сгноить, чем продать покупателям ниже намеченной цены.

Прижать к ногтю можно

Поскольку цены обуздать некому, латвийцам приходится все туже затягивать пояса, в которых дырок уже не осталось.

А ведь механизмов повлиять на ситуацию у государства – воз и маленькая тележка. Все упирается лишь в политическую волю и упорное нежелание разруливать сложившуюся ситуацию.

Первое, что могло бы сделать правительство Кариньша для обуздания роста продуктовых цен – науськать на торговцев Совет по конкуренции – антимонопольную службу, которая именно за это и получает свои немаленькие зарплаты. Ведь одинаково вздутые наценки до 300% в разных торговых сетях красноречиво свидетельствуют о монопольном сговоре, караемом латвийским законом. Достаточно было бы пару миллионных штрафов, как зарвавшиеся торговцы поумерили бы свои аппетиты.

Вторая мера тоже давно назрела – это снижение НДС на продукты первой необходимости (хотя бы до 10%) и законодательное ограничение наценок. Именно так поступили ряд стран ЕС. Например, Польша, которая в рамках борьбы с инфляцией убрала ставку НДС на продовольствие, газ и сельскохозяйственные удобрения вообще, а также отменила акциз на электроэнегию. Так сделала Сербия: волевым решением ограничила цены на сахар, муку, свинину, молоко и подсолнечное масло, заранее предупредив, что в случае нарушений и снижения объема поставок поставщиков ждут штрафы до 17 тысяч евро. На такой шаг не побоялась пойти Венгрия: она ввела госрегулирование цен на продукты первой необходимости.

Спрашивается – почему бы Латвии не поступить так же? Отчего ее власти бездействуют, пока другие страны вводят потолки цен и ставят на место зарвавшихся торговцев?

Все, что удосужился придумать министр земледелия, больше похоже на анекдот. Он предложил запретить супермаркетам работать по выходным. Тогда якобы у них появятся малыши-конкуренты. Маленькие магазинчики буду забирать себе всю выручку уикэнда – крупные торговцы испугаются и будут вынуждены снизить цены. Конгениальное предложение исчерпывающе говорит об уровне латвийских министров. Лучше бы Шмитс промолчал…

Интересно, почему никто из власть предержащих не слышит дельного предложения уже упомянутого председателя правления Совета сотрудничества сельскохозяйственных организаций Гунтиса Гутманиса? Он призвал правительство срочно создать регулятор, который мониторил бы и контролировал уровень магазинных наценок. И вводил бы дополнительный налог в случаях, когда наценка слишком высока. То есть задрал цену – плати больше налог. Это быстро бы отучило торговцев пытаться слупить максимальную прибыль.

Также интересно, почему латвийские власти упорно не желают снижать самую высокую налоговую ставку на рабочую силу в регионе. Ведь это автоматически влияет на конкурентоспособность латвийских предпринимателей и влечет за собой завышение цен.

В общем, способов полно, было бы желание. А желания нет. Не надо, – отвечает на любые предложения государство. Почему? А потому что! Не нужно и все!

Почему власти так странно себя ведут? Ответ есть, и он прост, как мычание.

Выгодное дельце

Дело в том, что латвийскому государству инфляция – на руку. Для властей это курица, которая исправно несет золотые яйца. Разве будет правительство заниматься антиинфляционной политикой, если борьба с ограничением цен эту самую курицу убьет?

Система работает следующим образом. Главный налог в Латвии – это НДС, который начисляется с продажной стоимости любых товаров и любых услуг. Чем выше цена товара и услуги, тем больше сумма налога. Поэтому после каждого взлета цен латвийский Минфин с удовлетворением вписывает новые цифры в графу доходов. Неважно, что вся тяжесть ложится на плечи простых людей. Главное, что отчисления в казну исправно растут, а доходная часть латвийского бюджета день ото дня увеличивается. Все, что для этого государству надо – не ударять палец о палец, не пытаться сбить инфляционную волну.

Кроме того, за счет инфляции можно снизить государственный долг (а это без малого 16 миллиардов евро). Ведь он при инфляции также обесценивается, как зарплаты латвийцев. Только им от этого плохо, а правительству, набравшему кредиты, – хорошо, если не сказать превосходно. Ведь тает госдолг прямо рекордными темпами. Вот подсчеты экономиста Дмитрия Смирнова. В бюджете на 2022 год был запланирован госдолг в размере 50% от ВВП. Но, благодаря инфляции, в первом квартале 2022-го он составлял лишь 42,8% от ВВП, а под конец года – всего 40,8% ВВП. Отличный способ!

А раз так, зачем с инфляцией бороться? От добра добра не ищут. Ведь инфляция в данном случае выступает как скрытый налог, способный решить бюджетные проблемы и разрулить целый ряд вызовов, стоящих перед правительством Кариньша. Это своеобразная палочка-выручалочка. Чем дольше она будет функционировать – тем лучше.

Зато обывателю всегда можно влить в уши, что во всем виновата Россия. Из-за нее в мире такая нестабильность и высокие цены на энергоносители, которые отражаются на стоимости товаров. Еще одна причина роста цен, по мнению властей, – в Латвии живет слишком мало народа. Так что речь идет об объективных факторах.

Противоречий в своих объяснениях правительство Латвии не видит в упор. Хотя если начать разбираться, то сразу понятно: оба фактора ("цены на энергоносители" и "мало народа") вовсе не объективны и субъективны. И в первом, и во втором случае латвийская власть полностью виновата сама.

Чей косяк?

Да, цены на энергоносители высоки. Но почему это случилось? Россия отказалась продавать Латвии свою нефть и газ, или Латвия сама отказалась все это у России покупать?

Латвия сама объявила, что будет решать энергетические проблемы страны за счет альтернативных закупок у других поставщиков. В результате теперь вынуждена клянчить и покупать дорогущий сжиженный газ у литовцев, финнов или приобретать все тот же российский газ, но по серым схемам, через вторые руки, переплачивая минимум треть.

Так кто виноват? Да сами латвийские власти и виноваты. Спрашивали они при этом свой народ? И не подумали. Почему же он должен расплачиваться за идиотские решения своей верхушки, думающей не о латвийцах, а о том, как угодить Вашингтону и Брюсселю?

Теперь – о малочисленности населения. Факт – Латвия вымирает. С момента объявления независимости она лишилась 777 тысяч человек. Это примерно минус Рига. Отчего же народу стало так мало? Что стало тому виной – пятна на Солнце или все же человеконенавистническая политика властей ЛР?

Отчего страна под их чутким руководством не расцвела, как вишневый сад, а наоборот последовательно угробила все, чем гордилась: от высокотехнологичной индустрии до сельского хозяйства, от рыболовной отрасли до сахарной, от транзита до туризма? Говоря словами Воланда – что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет?

Почему естественный прирост населения в стране отрицательный, смертность год от года растет, а молодежь при первой возможности сваливает за границу? Уж не потому ли, что пенсии смехотворны, налоговая система выжимает из людей последнее, система образования и здравоохранения разрушены и дотируются по остаточному принципу?

Нынешний скандал с ценами, которые правительство и не думает обуздывать, – из той же оперы. Это лишь один эпизод среди сотен подобных, доказывающих, что власть на свой народ плюет с крыши кабмина, Сейма и президентского дворца. Власть смотрит на латвийцев как на безголосое бесправное стадо, чья задача – расплачиваться за все ее ошибки и косячки.

Так что продукты в Латвии будут дорожать и дальше. Стадо должно уметь прокормиться само.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме