Власти Эстонии за последние десять лет распределили более 4 млрд евро 36 тысячам предприятий. Однако не ведется учет, кто и когда получает денежные средства, пишут эстонские СМИ со ссылкой на меморандум Государственного контроля.
"Государство могло бы при желании гораздо точнее стимулировать предприятия, отрасли, деятельность, приносящую доход и желаемые результаты, если бы политики имели доступ к более полной и достоверной информации о [денежной] помощи на сегодняшний день", – отмечается в меморандуме с примечанием, что неизвестно, кто конкретно получает государственную помощь.
В связи с этим экономика Эстонии падает: в прошлом году она сократилась на 1,3%. В текущем году, по прогнозам ЕК, она уменьшится еще на 0,4%. Поэтому, как делают вывод эстонские журналисты, очень важно, чтобы государственная поддержка предприятий, испытывающих экономические трудности, была эффективной и служила общим целям роста. Однако, если эта поддержка непонятна и не имеет целостного представления о необходимых рычагах, рост пострадает.
"Конечно, экономический рост Эстонии зависит и от других факторов, таких как война в Украине и вызванный ею рост цен, но с субсидиями мы могли бы разобраться сами", – пишут они.
Отмечается, что коалиция предлагает сократить расходы на 50 млн евро. Одним из наилучших решений проблемы она также считает улучшение порядка предоставления субсидий компаниям.
"Плачевное состояние государства как аппарата управления деньгами должно вызывать беспокойство. Кто несет ответственность? Повышение налогов кажется в свете меморандума госконтроля самым простым способом корректировки бюджета, но следует задаться вопросом, рассматривались ли альтернативы сокращения бюджета и насколько серьезно", – задаются вопросом журналисты.
Возникшие условия создают почву и для процветания коррупции.
Напомним, экономика Эстонии страдает не только от неразумного распределения денежных средств, но и от роста цен на товары и услуги. За последние четыре года стоимость товаров и услуг выросла на 31%. О причинах происходящего рассказывал экономист Банка Эстонии Каспар Оя.
"Примерно 40% от роста цен на самом деле произошло за счет увеличения прибыли. Где-то около 20% в нашем случае было связано с ростом заработной платы. А остальные 40%, вероятно, связаны с ценами на производственные ресурсы, прибылью и расходами на заработную плату где-то за границей", – говорил он.
Увеличение прибыли спровоцировало инфляцию в энергетике, банковском секторе, недвижимости, розничной торговле и других сферах деятельности, заметил Оя.