Молдавия – государство в Юго-Восточной Европе. В состав СССР она вошла 1940 году в результате раздела Румынии между гитлеровской Германией и Советским Союзом, исходя из пакта Молотова-Риббентропа. Согласно историческим документам, после Второй мировой войны Молдавия пришла в СССР фактически разоренной и разграбленной страной. Румыния, которая воевала на стороне гитлеровской Германии, в 1941 году оккупировала ее территории и начала активно разворовывать страну в течение нескольких лет. Людей использовали фактически как рабскую рабочую силу.
После войны советские власти приняли решение выделить республике внушительную сумму денег на восстановление не только инфраструктуры, но и промышленности, и сельского хозяйства. Одной из ведущих отраслей было виноделие. Вина были популярны во всем Советском Союзе. Помимо винограда, климат в Молдавии позволял выращивать различные овощи и фрукты, которые славились своим качеством.
Климат помогал не только в продовольственном секторе. Люди стремились приехать в Молдавию на заработки, а некоторые жаждали там жить. Если еще в 1950 году было зафиксировано порядка 2 392 000 постоянного населения, то уже в 1961 году эта цифра увеличилась до 3 107 000, а через 30 лет – до 4 366 300.
"В Молдавии распад Советского Союза встретили с некоторой настороженностью, потому что любой экономист госплана Молдавской ССР прекрасно знал – республика живет за счет того, что получает из Советского Союза в буквальном смысле все: железо, алюминий, чугун, нефть, газ, уголь, цемент, песок. Но он, разумеется, отдает в Советский Союз вино, коньяк, фрукты, овощи. В масштабах Союза этот вариант устраивал всех", – отметил в разговоре с Baltnews президент российской Ассоциации прибалтийский исследований, руководитель Центра белорусских исследований Института Европы РАН Николай Межевич.
Молдавия советская и Молдавия "независимая": разница налицо
Сейчас некогда богатая и довольная популярная Молдавия превратилась в одну из беднейших стран Европы. В ряде рейтингов ее ставят на 2 или 3 строчку снизу. Например, экономическое издание The Real Mango отдало ей первую строчку в рейтинге самых бедных европейских стран по ВВП на душу населения по состоянию на 2022 год на основе данных МВФ. ВВП на душу населения составляет всего 3300 долларов США.
Интересно, что литовцы, которые так активно поддерживают независимость Молдавии и так жаждут ее вступления в Европейский союз, еще весной окрестили ее самой бедной страной Европы. Прекрасен и тот факт, что текст литовских журналистов начался со слов: "Этот текст для тех, кто возмущается порядками в Литве, называет нашу страну отсталой и плохой. А также для тех, кто любит ругать политиков. Вам это не понравится, но напишу так – мы в Литве живем чертовски хорошо. <…> Это столица Молдовы, Кишинев". Это тот случай, когда стоит рассказать о проблемах в чужом огороде, лишь бы про свой никто не вспомнил…
Комментируя эту статью, Николай Межевич отметил, что в Кишиневе в экономическом отношении действительно все плохо. Однако стоит напомнить, что советская Литва жила намного богаче скромной советской Молдавии.
"Дотаций советской Литве шло гораздо больше, чем советской Молдавии. Поэтому сравнивать с Молдавией не совсем корректно. Можно еще сравнивать с Киргизией, она еще беднее, чем Республика Молдова, и тоже бывшая союзная республика. Вот если бы Литва сказала, что они обогнали Люксембург, это было бы интересно, это было бы смело, это было бы убедительней", – уточнил политолог.
Но хотелось бы вернуться к недалекой Молдавии (недалекой от Литвы). Что же мы имеем: промышленность и сельское хозяйство, которое восстановило или создало правительство СССР и поставки необходимого сырья, энергоресурсов и многого другого. Сейчас, в условиях современного энергетического кризиса, от которого, можно сказать, содрогаются большие экономические гиганты вроде той же Германии, Молдавия оказалась прижата к стенке.
Что делать зимой без российского газа – никто не знает
Отметим, что Молдавия может самостоятельно обеспечивать свои потребности в электроэнергии всего на 20–25%. По словам Межевича, у Румынии есть немного и не самых лучших газа и угля, у Украины же есть прекрасный уголь, а также немного нефти и газа. Однако у Молдавии нет ни того, ни другого, ни третьего. Фактически с лесами, которые могли бы пойти на дрова, у них тоже плохо.
При чем же тут дрова? Недавно бывший премьер-министр Молдавии Ион Кику заявил в эфире местного телеканала, что в случае прекращения поставок российского газа страна не сможет спастись дровяным отоплением. Его банально не хватит на всех.
"Приходят люди и говорят: нам Майя Санду сказала, что примар (мэр – прим. Baltnews) мне даст дрова. Вы мне обязаны. Человек старается объяснить, что эти заявления не соответствуют истине. <…> Дровами невозможно решить энергетические вопросы страны, я уже не говорю про генерацию электроэнергии. <…> Даже при наличии дров не все смогут их покупать. Но вопрос стоит о наличии этих дров, потому что невозможно вырубить столько деревьев, чтобы покрыть всю потребность", – признался он.
В нынешних обстоятельствах Молдавия не может заплатить за газ и электричество. Интересно, что на стране висит многомиллионный долг. Например, в октябре 2021 года республика подписала соглашение с "Газпромом" о новых поставках газа. В этом соглашении был пункт о том, что в том числе Молдавия после аудита долга, начиная с 2022 года, должна будет погасить свои долги с учетом пени. Общий долг – 709 млн долларов.
Прошло чуть меньше года, а за это время Молдавия уже дважды попросила отсрочки платежей – фактически газ поставляется в долг. Первый раз это произошло в январе, тогда об этом "Газпром" просил министр инфраструктуры и регионального развития страны. Кроме выплаты, он попросил отменить и авансовую оплату за газ. Второй раз об отсрочке платежа Молдавия вновь попросила за август и сентябрь.
"Что делать зимой без российского газа? Вот на этот вопрос никто никогда так и не нашел ответ. С точки зрения мировых рынков Молдова – очень маленький и очень бедный покупатель, и принимать ее в расчет серьезные игроки не будут. Опять же, потому что бедный покупатель. И конечно, платить мировую цену сегодня Молдова не в состоянии. Она обычную цену 15-го года не в состоянии платить, а цену 22-го – тем более. Молдове нужно гарантированная газопоставка. Но как? Сегодня, единственный вариант – это Россия", – отметил политолог.
Отметим, что еще два года назад при правительстве Партии социалистов Молдавия приобретала российский газ по цене от 150 до 170 долларов за тысячу кубометров. Однако, после того, как на пост президента пришла Майя Санду со своей партией "Действие и солидарность", которая решительно поддержала антироссийские санкции Запада, страна стала платить 1458 долларов за 1000 кубометров. Такая цена была зафиксирована в августе 2022 года.
Кишинев подталкивают к Западу
Украинские соседи Молдавии смотрят на Запад, друзья из Литвы также ориентируются на западную политику, и все они были бы рады видеть там и Молдавию. Еще в начале июля литовский президент Гитанас Науседа давал своей молдавской коллеге Майе Санду советы о том, что стоит сделать стране, чтобы стать членом Европейского союза. В частности, Науседа призвал Молдавию стать энергетически независимыми и быстрее отказаться от сотрудничества с Россией ради европейского будущего.
Вероятно, Санду была настолько воодушевлена встречей с литовским лидером, что до сих пор уверена, что Молдавия не сможет развиваться без Европейского союза. Иронично то, что заявление о фактической зависимости своей страны от Запада она сделала по случаю годовщины независимости.
"Молдавия может стать по-настоящему сильной, способной защитить своих граждан, только в семье европейских стран. <…> Сделаем все, что в наших силах, чтобы благополучно пережить холодный сезон", – подчеркнула политик.
Кроме того, политик решила продемонстрировать свою приверженность санкциям, правда, выбрала для этого более мещанский способ – лекции об уроках на будущее. В видеообращении на Стратегическом форуме в словенском городе Блед президент заявила, что европейские страны должны "усвоить уроки" Молдавии, которая зависит от импорта электроэнергии: "Мы пытаемся работать над диверсификацией источников, но сделать это быстро не так-то просто. Тем более на таком рынке, с такими высокими ценами". Вероятно, Санду сама запуталась, когда, где и от кого надо зависеть или не зависеть.
В свою очередь, бывший президент Молдавии Игорь Додон мнение Санду не разделяет. По его словам, жизнь в стране улучшится, если свой пост покинет нынешнее руководство, которое он считает самым худшим за все годы независимости. Отметим, что экс-президент был арестован в конце мая по обвинениям в незаконном обогащении, коррупции, незаконном финансировании партии и предательстве родины. Последнее хотелось бы особо подчеркнуть, ведь Додона связывали с Россией, а в кругах нынешней власти его называли пророссийским политиком.
Три пути для Молдавии: на Запад, на Восток или нейтралитет
Сторонники Додона и Партия социалистов активно проводят акции протеста. Недавно, 29 августа, во время заседания апелляционной палаты Кишинева, которая рассматривала ходатайство адвокатов экс-лидера об отмене домашнего ареста, протестующие вышли к зданию суда. Додон и сам призывает граждан выходить на митинги: "Когда мы объединимся, то сможем скинуть эту власть. <…> Каждый город, каждое село, каждый район и продолжить борьбу против этого политического режима".
Как отметил Николай Межевич, часть населения арест Додона действительно подтолкнул на политическое противостояние. Все дело в том, что общество Республики Молдавии и бывшей Советской Молдавии фактически расколото на сторонников западной и восточной ориентации.
"Молдова состоит из трех частей: левобережье, правобережье и Гагаузия. Приднестровская Молдавская Республика (ПМР), Тирасполь – ориентируется на Россию. Основная часть Молдовы, скажем так, ориентируется на Европу и Бухарест. Действительно разница между молдаванами и румынами по языку не очень существенная. А Гагаузия ориентируется и на Россию, и на Кишенев, и на Стамбул, несколько теперь на Стамбул, сколько на Эрдогана. Гагаузы православные, но это тюркский народ. Поэтому в Молдове, в отличие от Украины, достаточно популярна идея некой федерации из трех частей: Приднестровья, Молдова и Гагаузия, при вполне понятном лидерстве самого Кишинева", – отметил политический эксперт.
По мнению Межевича, такая федерация могла бы занять нейтральную позицию в отношении НАТО, а также иметь какие-то отношения и с Европейским союзом, и с Евразийским союзом. Кроме того, идея федерализации была и у бывшего президента Украины Януковича, однако ничего не вышло и со временем Украина пришла к точке невозврата, отметил эксперт.
"В Молдавии вот эта точка невозврата еще не пройдена. Да, госпожа Санду – человек явно прозападной ориентации. Но она, в отличие от Зеленского – профессиональный политик, она хорошо знает свою страну, а не только "Студию 95". Она, возможно, будет готова к компромиссу, если этот компромисс одобрят в Брюсселе, в Бухаресте, разумеется, в Москве и, вероятнее всего, в Анкаре", – уточнил политолог.
Тем не менее пока молдавские политики смотрят в сторону ЕС, который с завидной регулярностью обсуждает их присоединение к союзу. Недавно канцлер Германии Олаф Шольц напомнил своим европейским коллегам, о том, что надо расширять союз, и Западные Балканы, Украина, Молдавия и Грузия вполне могли бы стать его полноправными членами.
"Шольц не в состоянии взять ответственность за Германию. Это человек, которого назвали ливерной колбасой обиженной и который промолчал. Это человек, который смотрит на турбину, надеясь, что турбина ему ответит. О чем мы говорим? Какая Молдавия? Шольц все время себя путает с Гельмутом Колем, с Конрадом Аденауэром, но он не Коль, не Аденауэр, он даже не Шредер. Он самый несчастный и самый слабый канцлер Германии за всю германскую историю. Сейчас у всего Европейского союза проблемы. И лозунг такой, что "давайте будем кормить, помимо Украины еще Молдову, еще Западные Балканы". Я не немец, но я очень сомневаюсь, что немцам это понравится", – прокомментировал Межевич заявление Шольца.
Что же произошло с Молдавией за 30 лет независимости: снижение уровня населения, нереализованные промышленные комплексы, отсутствие должного сельского хозяйства, зависимость от импорта энергоресурсов, даже воду Молдавия вынуждена делить с Украиной. А с учетом неблагоприятного климата, река Днестр, которая обеспечивает республике до 70% потребностей, начала стремительно иссыхать.
Безусловно, возможно, одним из самых удачных вариантов могло бы быть сотрудничество Молдавии с Россией. По словам Межевича, в таком случае отношения были бы более прагматичными и эффективными. Экономика республики была бы в существенном лучшем положении, так как Россия поставляла бы стране сырье, энергоресурсы, а также покупала молдавские товары. Однако сейчас предлагать такое возможно пока лишь в теории. Как отметил политолог, главная задача Молдавии – сохранить республику хотя бы без конфликтов внутри расколотого общества и войны между тремя ее частями.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.