Тренд на национализацию: капитализм перестал работать в Европе

© Sputnik / Павел Львов

Тема: Европа без российского газа

Правительство Германии может получить контрольный пакет акций в энергетической компании Uniper. Во Франции хотят получить полный контроль над Electricite de France. Такая национализация вскоре может стать в Европе повальным явлением, ведь без нее бизнес не выживет.

На протяжении многих десятилетий страны Европы демонстрировали приверженность принципам свободного рынка и свободной экономики. Однако сегодня, в разгар энергетического и экономического кризиса, некоторые государства Евросоюза начали забывать о незыблемых правилах капитализма, отдавая предпочтение жесткому государственному контролю.

Еще летом правительство Франции сообщило о планах по национализации компании Electricite de France (EDF), которая является крупнейшим поставщиком энергии в стране, а также владельцем всех АЭС на территории Пятой республики. Недавно по такому же сценарию пошла Германия. В немецкой Uniper (крупнейший энергопоставщик страны) заявили, что правительство может получить контрольный пакет акций.

По сути, уже две крупные энергетические компании Европы находятся под угрозой национализации. Выходит, во время кризиса основы капитализма оказываются не такими уж привлекательными. Пойдет ли ЕС дальше, устанавливая жесткий госконтроль не только над энергетическими компаниями, но и прибирая к рукам промышленность?

Было ваше, стало наше

Первой в очереди на национализацию оказалась французская энергетическая компания Electricite de France SA (EDF). В июле 2022 года власти страны заявили, что планируют направить публичную оферту о выкупе акций по цене 12 евро за бумагу. Таким образом, на национализацию планируют потратить 9,7 млрд евро. Согласно информации французского Минфина, оферта будет направлена для согласования регуляторами в сентябре, так что уже в ближайшее время EDF может перейти под госуправление. 

Стоит признать, что французская компания и раньше была практически полностью государственной. В настоящее время правительству принадлежит около 84% акционерного капитала EDF. Но теперь ее ждет переход под полное госуправление. После выкупа оставшихся 16% бумаг у акционеров власти планируют делистинг (исключение акций компании из оборота на бирже) компании. То есть французский энергетический гигант еще и перестанет быть публичной компанией.

Германия тоже приближается к национализации крупнейшего энергоконцерна в стране Uniper. Эта многострадальная энергетическая компания ранее потратила все свои денежные резервы, покупая газ на спотовом рынке по катастрофически высоким ценам, поскольку ЕС сделал все, чтобы РФ не могла как раньше прокачивать "голубое топливо" в ФРГ. Чтобы главный энергетический гигант страны не превратился в банкрота, провоцируя социальную и гуманитарную катастрофу, правительство Германии несколько раз инициировало финансовую помощь для Uniper. Общая сумма денежных вливаний составила почти 19 млрд евро

Еще в июле Берлин заявил, что в рамках финансовой помощи приобретет 30% акций. Теперь же, как сообщает издание Reuters, правительство может приобрести контрольный пакет акций компании Uniper. Импортер ищет дополнительную финансовую помощь, так как не справляется с нагрузкой в виде высоких цен на энергоносители. Ранее выделенных 19 млрд евро уже не хватает. Отмечается, что энергетическому гиганту необходимо еще как минимум 8 млрд евро дополнительных кредитов.

После этого генеральный директор Uniper Клаус-Дитер Мобах признал, что существует возможность того, что правительство может получить более 50% акций компании. Кстати, стоит признать, что национализация проходит очень вовремя. Акции Uniper упали на 20,5% до исторического минимума, а европейское рейтинговое агентство Scope понизило кредитный рейтинг энергетического гиганта до BBB- с BBB+.

Аналитики Bernstein, на которых ссылается издание Reuters, отмечают, что даже если Uniper потребуется вливание денежного капитала в размере 4,5 млрд евро, то это увеличит долю государства до 88% и убавит долю Fortum с нынешних 78% до 8%.

Управляющий активами Cresco Finance Степан Сумин в беседе с Baltnews отметил, что первоначально законопроект о национализации в Германии планировался для обеспечения энергобезопасности. И такой пример из истории хорошо известен по 1975 году. Тогда вспыхнул энергокризис на фоне арабо-израильского конфликта и эмбарго на поставку нефти в западные страны. Национализация прошла успешно, так как предусматривала компенсацию за актив. Нынешний законопроект предусматривает возможную передачу в доверительное управление государству.

"Цель проста – сохранить энергетический суверенитет и решить вопрос бесперебойного обеспечения энергией жителей. Жесткий госконтроль нужен для стабилизации рынка и управлением и минимизацией издержек.

Прецедент с национализацией Uniper и EDF создает угрозу и для частного капитала. А значит, может спровоцировать отток инвестиций из частного сектора, в частности, из стратегически важных отраслей экономики. Государству важно пойти на контакт с частным секторам и не быть бескомпромиссными, а также установить сроки выхода из под доверительного управления.

Отток капитала, естественно, скажется и на общем благосостоянии предприятий и граждан. Важно, чтобы национализация проходила не под звон безвозмездной экспроприации, а через рыночные отношения. Данный прецедент может спровоцировать волну не только продаж предприятий, но и создать общий негативный фон для инвестиционного климата в Германии и Франции. Важно, что в условиях энерговойны под национализацию могут попасть и предприятия партнеров из западных стран, которые будут подходить под категорию стратегически важных. Возможно, пример с национализацией дочки "Газпрома" в Германии покажет все несовершенство законодательства", – рассказал эксперт.

Без национализации не выкрутиться

Переход энергетических гигантов европейских стран под государственное управление – это действительно вынужденная мера. Uniper и EDF просто не справляются с нагрузкой и работают в убыток. Национализация, конечно, не сделает эти компании прибыльными. Но при этом госконтроль позволит выделять бюджетные средства, которые защитят энергетических гигантов от банкротства, а население – от блэкаутов. Конечно, для этого потребуется снова и снова включать "печатный станок", что только подстегнет рост инфляции. А это, в свою очередь, может отразиться на частном капитале.

Еще весной в экспертных кругах начали предупреждать, что Европу ждет отток капитала из-за рекордных цен на энергоносители. Причем этот капитал, скорее всего, устремится в США, где энергокризис тоже бушует, но стоимость газа и нефтепродуктов все же намного ниже, чем в ЕС.

Недавно этот прогноз начал сбываться. Как сообщает агентство Bloomberg, инвесторы вывели 3,4 млрд долл. из фондов акций европейских компаний с 31 августа по 7 сентября. Таким образом, за полгода отток инвестиций из Старого света составил 83 млрд долл. Многие предприятия Европы становятся неконкурентоспособными, а некоторые и вовсе закрываются. Вполне вероятно, что власти европейских стран попытаются перевести под госуправление хотя бы стратегически важные компании, чтобы окончательно их не потерять из-за банкротства или вывода их капитала в США.

Руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев в беседе с Baltnews рассказал, что национализация некоторых компаний в Европе – это необходимая мера. По его словам, дело не в том, куда предприятия хотят вывести свои капиталы или перевести производства. Проблема в стремительном росте убытков компаний в самых разных секторах (от производителей энергии до компаний по выпуску удобрений и металлургов).

Uniper еще летом сообщил, что стоит на грани банкротства, потому государство и должно взять под контроль эту организацию. Энергетические компании – это основа работы всей экономики: не будет энергии, страна крайне быстро скатится в каменный век. Electricite de France – сама по себе компания государственная, так что вопрос ее национализации не стоит.

"То, что государства в Европе будут вынуждены постепенно брать под контроль крупнейшие компании разных секторов – мера спасения. Сейчас в ЕС из-за роста цен на газ, нефть и уголь число организаций, стоящих на грани банкротства, растет с каждым днем. Uniper и Electricite de France – компании энергетического сектора, их стабильная работа необходима в первую очередь. Но затем наверняка встанет вопрос о том, что потребуется национализация или увеличение доли государства и в других отраслях.

В сентябре свернул производство алюминия крупнейший европейский производитель – словацкая компания Slovalco. Алюминий необходим практически везде, в первую очередь – в автопроме и производстве летательной техники. В Нидерландах остановил работу завод Budel, выпускающий цинк. Вынужден был приостановить работу из-за высоких цен на газ химический холдинг Chimcomplex (Венгрия), а немецкий BASF еще летом заявил, что ему придется сокращать производство на своих 200 заводах в Германии. Прогнозируется, что половина предприятий металлургической отрасли в ЕС либо свернут, либо сократят выпуск продукции уже до конца текущего года", – отметил эксперт.

Деев напомнил, что под удар попали производители удобрений: остановил работу польский ANWIL, норвежская компания Yara сократила производство на 70%. В Германии закрывает филиалы по стране SKW Sticksoffwerke Piesteritz, выпускающий удобрения и реагенты для очистки выхлопных газов двигателей. Остановку этого предприятия с 1 октября уже назвали национальной катастрофой. А сокращение выпуска азотных удобрений (для которого нужен природный газ) на 30% ударит по урожаям 2023 и 2024 годов – специалисты уже прогнозируют дефицит самых разных продуктов питания в Европе.

"Так что действия по национализации компаний – это вынужденная для европейских властей мера. И наверняка еще много крупнейших бизнесов будут национализированы, так как это нужно ЕС для сохранения устойчивости экономии в крайне сложных условиях масштабной рецессии, которая по факту уже началась", – резюмировал аналитик.

Очевидно, в эпоху энергетического и экономического кризиса законы свободного рынка, которые так чтили в Европе, уже не так актуальны. Сегодня национализация крупнейших предприятий – наиболее адекватная мера со стороны правительства. Но остается другая проблема.

Даже если перевести самые важные для страны компании под госуправление, углеводороды так и останутся слишком дорогими, а заводы продолжат работать себе в убыток. Чтобы это исправить, необходимо учиться разделять бизнес и идеологию, которая не позволяет продолжить закупать энергоносители у России по выгодной цене. Однако этого делать в Европе не собираются, предпочитая в перспективе содержать все производство на бюджетные деньги.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.