Уже практически все страны Евросоюза поняли, что декарбонизация в разгар энергетического кризиса – не самая хорошая идея. Столь быстрый отказ от ископаемых источников энергии изначально выглядел почти нереалистично. А сегодня, когда российский газ поступает в Европу в значительно меньших объемах, приходится экономить. Но сделать это исключительно на возобновляемой энергии не получается.
Многие государства ЕС приняли оригинальное решение – перешли на самый "грязный" вид генерации. Вот только оказалось, что без российских поставок уголь тоже стал практически дефицитным товаром. Итог – возросшие цены, расширение добычи на угольных бассейнах на территории ЕС, а также протесты граждан, которые не понимают, как усиленная добыча подобного топлива сочетается с "зеленой" повесткой.
Не такая уж и "чистая" энергетика Германии
Стоит признать, что уголь становился популярным и в 2021 году. Согласно данным МЭА, по итогам 2021 года потребление угля в ЕС и США увеличилось почти на 20%. Именно тогда начался кризис, который сегодня западные СМИ приписывают исключительно действиям России на Украине. В январе 2023 года стоимость газовых фьючерсов на бирже TTF значительно снизилась. 5 января биржевые цены впервые за 16 месяцев опускались ниже $700 за тысячу кубометров. Казалось бы, нужно ликовать и снова сворачивать угольную генерацию! Но проблема в том, что даже такая стоимость непосильна для Европы.
Напомним, цена газа в ЕС выросла еще весной 2021 года. В тот период котировки по TTF колебались в диапазоне $250–300 за тысячу кубометров. К концу лета стоимость превысила $600 за тысячу кубометров, а осенью достигла отметки в $1000. Да, после начала спецоперации РФ цена газа ситуативно достигала $3892 за тысячу кубометров, но началось подорожание задолго до этого. И даже снижение стоимости до $700 за тысячу кубометров не отменяет энергетический кризис. Это все равно слишком дорого. Угольная генерация намного дешевле, хоть ради нее и приходится поступиться принципами декарбонизации.
Например, Германия, как сообщает Bloomberg, сжигает уголь самыми быстрыми темпами за последние шесть лет – более трети всего электричества страны вырабатывается именно на таких станциях. При этом в третьем квартале 2022 года угольная генерация повысилась на 13,3% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года.
Даже в 2021 году для Германии, по данным Bloomberg, угольные электростанции были прибыльнее газовых. Сегодня мало что изменилось. Разве что поставки этого полезного ископаемого из России стали более затруднительными. В итоге страна, которая всегда шла в авангарде тренда на декарбонизацию в ЕС, вынуждена расширять угольные шахты на своей территории.
Как сообщает Reuters, энергетический кризис вынудил правительство Олафа Шольца изменить курс прежней "зеленой" политики, и теперь в стране запускаются законсервированные угольные электростанции, продлеваются сроки эксплуатации АЭС, а немецкая энергетическая компания RWE собирается расширять карьер по добыче бурого угля Garzweiler (ежегодно добывается около 25 млн тонн). Причем ни правительство, ни руководство RWE не смущают протесты, которые вспыхнули из-за такого решения.
Около 2 тысяч активистов приехали в деревню Лютцерат в западной земле Северный Рейн-Вестфалия, которую собираются снести ради возобновления работы угольной шахты. Альянс Lützerath unevitable, организовавший митинги, не планирует останавливаться и уже анонсировал акцию протеста, которая состоится 14 января.
Впрочем, когда это необходимо, в Европе забывают о свободе слова и демократии. Немецкие полицейские уже планируют зачистить Лутцерат от активистов. Причем в большинстве западных СМИ демонстрантов показывают как агрессивных нарушителей закона, которые заняли пустую деревню и мешают работе энергетической компании. О том, что жители Лутцерата были вынуждены покинуть свои дома недавно, тактично умалчивают. Как и о том, что RWE ради расширения карьера не только собирается снести деревню, но уже ликвидировала несколько ветроэнергетических установок, работавших рядом с Лутцератом.
С одной стороны, практика не нова. Ради прибыли компании и не на такое способны пойти. С другой стороны, неизвестно, окупится ли такое расширение, ведь власти ФРГ не отказались от своих планов по "озеленению" энергетики. Более того, правительство Шольца перенесло дату закрытия всех электростанций на буром угле в Северном Рейне-Вестфалии с 2038 на 2030 год.
Аналитик ФНЭБ, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков напомнил, что закрытие угольных электростанций в Германии – это программа декарбонизации.
Несмотря на энергетический кризис, европейцы не уходят от своей стратегии. У них очень амбициозные планы по отказу от топливной энергетики как таковой, и угольной прежде всего. При этом бурый уголь – это самый "грязный" вид топлива, поэтому он идет первым в списке на запрет. В целом это логично. Но, с другой стороны, мы видим только планы, а в реальности уже два года продолжается кризис, который вызван как раз ошибочной политикой ускоренного энергоперехода.
"Европейцы настроили финансовую систему под "зеленую" повестку. То есть банки говорили о том, что вскоре не будут выдавать кредиты на проекты, которые не подпадают под политику декарбонизации, или будут выдавать их под повышенный процент. Из-за этого компании перестали вкладывать средства в новые проекты, и это спровоцировало дефицит, который существует последние два года", – заметил Юшков.
"Неизвестно, будут ли реализованы нынешние планы по закрытию угольных электростанций. Конечно, этот вид топлива уже уходящий, особенно в Европе. От него действительно будут постепенно отказываться. Вопрос в сроках и в том, что будет происходить с европейской экономикой, нужно ли им будет столько энергии, сколько сейчас и как много ЕС готов вкладывать в ВИЭ. Возможно, будет вскоре работать принцип "нет производства (требующего энергии) – нет проблемы", а последствия такого подхода отойдут на второй план", – добавил он.
"Независимость" от России с привкусом страданий
Проблемы с углем наблюдаются не только в Германии, но и в Польше. В этой стране уголь занимает 70% от общего объема генерации. Стоит отметить, что восточноевропейская страна является крупнейшим добытчиком этого полезного ископаемого в Европе.
Например, в 2021 году уровень добычи составил 50 млн т. Однако этого объема все равно не хватало, и Польша была вынуждена импортировать около 12–19 млн т. в год, причем значительная часть поставок шла из России. Так, в 2021 году Варшава использовала 7 млн т. отопительного угля, 6,3 млн т. из которых были импортированы из РФ.
Однако в апреле 2022 года президент Анджей Дуда подписал закон, который предусматривал введение эмбарго на поставки угля из России. После этого в стране начался дефицит, а цены на этот вид топлива выросли в два раза, несмотря на собственную добычу. Уже в мае 2022 года тонна угля стоила в Польше 2 тыс. злотых ($430), в июне – 3 тыс. злотых ($650), а в сентябре – 4 тыс. злотых ($870).
Конечно, правительство принимало меры в виде компенсаций и доплат, снижения требований к качеству угля. Также начались экстренные закупки в Австралии, Индонезии, Колумбии, США и ЮАР. Разумеется, цены это не снизило. А ведь потребление растет – в 2021 году в энергетике Польши использовали на 30% больше угля, чем в 2020-м. На фоне кризиса и завышенной стоимости газа спрос на этот вид топлива только увеличивается. Но отступать от русофобской повестки Варшава не собирается.
Это привело к тому, что в Польше была зафиксирована рекордная закупка электроэнергии из Западной Европы – около 2 ГВт, что составляет почти 8% потребления страны. Логика в этом есть, ведь в начале января 2023 года энергия из Германии стоила 160-170 евро за МВт*ч, а в Польше – более 200 евро. Импортировать электричество оказалось банально выгоднее, чем генерировать его самостоятельно.
Но особой проблемы польские власти в этом не видят. Напротив, заместитель министра государственных активов Польши Кароль Рабенда 10 января с гордостью сообщил, что Варшава достигла полной независимости от поставок из РФ, импортировав по морю 14 млн т угля. О том, что благодаря такой "независимости" собственная генерация стала невыгодной, все тактично молчат. Причем исправлять эту ситуацию власти не собираются. Даже увеличивать добычу никто не спешит.
Политолог, эксперт по Польше Станислав Стремидловский рассказал в беседе с Baltnews, что уголь, который восточноевропейская страна импортировала из России, не предназначался для выработки энергии. Он шел в домохозяйства и им отапливались дома. В Польше действительно есть угольная генерация, но там используется другой вид этого ископаемого. Также нельзя забывать, что восточноевропейская страна взяла на себя обязательства по переходу на "зеленую" энергетику в рамках общей программы ЕС. Это подразумевает полный отказ от угольной промышленности. Во время переходного периода будет использоваться газ и атомная энергия, но уже к 2050 году вся генерация должна быть зеленой.
"Сейчас Польша может попытаться расширить свое угольное производство. Но такие решения, скорее всего, будут носить политический характер. Осенью 2023 года должны пройти выборы в Сейм, а работники угольной промышленности являются активной частью электората. Когда они устраивали демонстрации и протесты, зачастую им удавалось добиться своих целей, и правительство шло на уступки. Так что если и будут сделаны какие-то преференции для этого сектора, они будут временными. Единственная политическая сила, которая озвучивала необходимость развития угольной промышленности – это входящая в правящую коалицию партия Солидарная Польша. Но в последнее время даже они ничего не говорят на эту тему", – отметил эксперт.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.