Сохранить то, что осталось: охоту на российский газ никто не отменял

© Sputnik / Стрингер

Тема: Европа без российского газа

"Голубое топливо" из РФ – крайне желанный продукт на европейском рынке. По тем маршрутам, которые еще работают, его забирают на все 100%. Есть даже потенциальная перспектива роста. Правда, если Брюссель не захочет повысить ставки в новых пакетах санкций.

Несмотря на взрыв двух "Северных потоков" и снижение объемов прокачки российского газа через украинскую ГТС, "голубое топливо" из России все еще поступает в Евросоюз.

Да, по итогам 2022-го объемы намного меньше, чем обычно. Вместо привычных 130-150 млрд кубометров газа, ЕС закупил у России в 2022-м около 60 млрд кубометров. Но в итоге поставки все же есть. Более того, некоторые страны стараются закупить газ у "агрессора с востока" даже вопреки своим же убеждениям не платить за углеводороды по схеме, предложенной "Газпромом" (пусть и в евро, но на российские счета). Более того, серьезно увеличились закупки российского СПГ.

В итоге складывается весьма странная картина. С одной стороны, российский нефтегаз давят санкциями. Да, против газа пока ограничений нет, но и способов его доставки стало меньше. С другой стороны, европейские страны используют на максимум возможность закупать у России энергоносители.

Покупать российский газ везде, где еще можно

Первое, что бросается в глаза, если посмотреть на статистику последнего года или даже шести-семи месяцев, – желание Европы импортировать как можно больше "голубого топлива" из РФ по тем каналам, которые еще работают.

В начале ноября 2022 года представитель президента Турции Ибрагим Калын заявил о том, что в республике допустили возможность строительства еще одного трубопровода для усиления "Турецкого потока" в рамках создания в стране газового хаба. Впрочем, на момент заявления работа по созданию такого хаба уже началась, специалисты приступили к разработке дорожной карты проекта.

При этом действующий "Турецкий поток" работает, по сути, последние полгода на максимуме своих возможностей (мощность – 31,5 млрд кубометров в год, из которых для Европы предназначено 15 млрд). В декабре министр энергетики и природных ресурсов Турции Фатих Донмез сообщил, что газопровод загружен на все 100%.

Импорт СПГ в Европу в прошлом году был эквивалентен 137 млрд кубометров газа, что близко к объемам поставок газа из России в 2021 году (около 140 млрд куб. м). При этом Старый свет серьезно нарастил закупки сжиженного газа не только из США, Катара, Австралии, но и из России.

Общий объем экспорта СПГ из РФ, по данным Refinitiv, за 2022 год составил 33 млн т, из них в Европу было поставлено 17 млн т. Это на 20% больше, чем в 2021 году. Поставки сжиженного газа из РФ обеспечивали:

  • НОВАТЭК – 20,8 млн т с проекта "Ямал СПГ" в Арктике и 700 тыс. тонн с проекта "Криогаз-Высоцк" на Балтийском море;
  • "Газпром" с проекта "Сахалин-2" в 2022 году увеличил экспорт СПГ на 11%, до 11,2 млн тонн.

И вот еще один интересный факт. Испания обладает наибольшим числом (и мощностями по регазификации в целом) СПГ-терминалов в Европе. В феврале 2023 года Enagas заявила, что объем судов с СПГ загруженных в Испании и отправляющихся в Европу удвоился в 2022 году (до 250 танкеров) по сравнению с 2021 годом.

Казалось бы, в Испании шесть СПГ-терминалов, вскоре заработает седьмой. Вроде все по плану, от газа из РФ Европа отказывается и переходит массово на СПГ. Мадрид молодец, он задает тон для всей Европы, привыкшей к российским газопроводам. Однако хотя загрузка СПГ в Испании и удвоилась в годовом исчислении, страна увеличила импорт российского сжиженного газа. Сильно увеличила. На 45%. Надо же чем-то компенсировать нехватку газа из Алжира из-за закрытия газопровода "Магриб-Европа" осенью 2021 года.

Очевидно, что если бы у Москвы были необходимые технологии для сжижения и больший флот, чем сейчас, то газа из РФ на испанских терминалах было бы еще больше. Кстати, аппетит Испании на российский СПГ начал проявляться, по сути, еще в мае 2022-го. В тот месяц на российский сжиженный газ приходилось 11,9% импорта Мадрида. Для сравнения: в том же месяце 2021 года показатель был 6,6%.

Дошло до того, что в начале лета министр энергетики Испании Тереза Рибера открыто заявила, что компаниям надо прекратить увеличивать закупки углеводородов из России. Увы, компании ее не послушали. В июне процесс только усилился. Как писали тогда Bloomberg, импорт российского СПГ в Испании достиг объемов 8,7 тыс. ГВт*ч, увеличившись по сравнению с показателями мая в два раза (что в итоге составило 24% потребностей Испании). По итогам 2022-го, как уже было сказано выше, показатель вообще достиг 45%.

Есть ли потенциал роста поставок?

В беседе с Baltnews аналитик ФНЭБ, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков напомнил, что никаких санкций против газа нет. Есть новые условия оплаты с переводом на рублевые счета "Газпромбанка", но в целом они никак на торговлю газом не влияют. РФ продает газ, Европа платит в евро, все получают то, на что и рассчитывали.

"Сокращение поставок происходит исключительно по той причине, что "Газпром" физически не может доставить большие объемы в ЕС из-за: сначала истории с турбиной для Nord Stream (когда Канада, а потом и ФРГ не отдавали ее); а затем и после подрывов обоих "Северных потоков" в сентябре 2022-го. Даже одна (все еще рабочая) нитка "Северного потока–2" не может быть использована, поскольку Германия не выдает для магистрали нужные сертификаты", – рассказал Юшков.

"На польском участке газопровода "Ямал-Европа" (доставляет 32 млрд кубометров российского газа в ЕС) тоже проблемы. Компанию-оператор Europol участка трубы, которая принадлежала "Газпрому", польские власти попросту национализировали, из-за чего РФ ввела санкции против Europol, не позволяя ей осуществлять услуги транзита (в итоге по магистрали российский газ в ЕС уже не идет). Украина часть своей ГТС перекрыла, поскольку одна ветка идет через ЛНР, теперь работает только другая – через газоизмерительную станцию "Суджа" (42 млн куб. в сутки)", – добавил он.

А вот весь 2022-й год российский СПГ был желанным гостем на рынке Европы. Игорь Юшков напомнил, что большую часть времени ЕС был самым премиальным рынком в мире. Для российского проекта "Ямал СПГ" это было очень выгодно. НОВАТЭК продал трейдерам с этого проекта по долгосрочным контрактам около 16 млн тонн. Даже китайская CNPC, закупившая сжиженный газ по таким контрактам, отправляла его не в КНР, как она это всегда делала, а в Евросоюз, поскольку продавать его там было гораздо прибыльнее, чем обычно.

"В итоге "Ямал СПГ" отгрузил 20 млн тонн сжиженного газа за 2022-й, хотя у него изначально проектная мощность – 17,4 млн тонн. Сверхприбыль была большой. Более того, транспортное плечо из проекта российского НОВАТЭКа до Европы более короткое (дешевое), чем в случае с азиатскими рынками. Россия вышла на третье место по поставкам СПГ в Европу, обогнав Алжир. Впереди только США и Катар", – заметил Юшков.

Однако в 2023 году это вряд ли повторится, так как азиатские рынки являются более премиальными; европейский рынок успокоился, там теплая зима, цены снизились; есть и снятие локдаунов в КНР, что позволяет восстанавливать производственные мощности стираны, следовательно, увеличивается энергопотребление, включая газ.

"Вполне возможно, что летом "Ямал СПГ" будет поставлять больше продукции на азиатские рынки, чем в 2022 году. Хотя Европа тоже не останется без внимания. Да, цены там пока что ниже, но и затраты на доставку меньше. Ограничения с точки зрения логистики тоже играют роль. Танкеры могут ходить по Северному морскому пути с июня по октябрь, поэтому остальные месяцы западное (европейское) направление опять станет актуальным для СПГ из РФ", – считает аналитик ФНЭБ.

В итоге, уверен Игорь Юшков, пока никаких санкций против российского СПГ нет, Европа будет его активно закупать. Ситуативно объемы могут снижаться, но в целом поставки будут, а если сложится ситуация, при которой торговля в ЕС станет премиальной, то они опять серьезно увеличатся. К тому же, сжиженный газ из РФ для многих стран Евросоюза успешно конкурирует с другими поставщиками в цене.

Другой эксперт – профессор, президент Ассоциации прибалтийских исследований Николай Межевич – в комментарии для Baltnews подчеркнул, что во многих странах ЕС "высокий сезон" закупок газа заканчивается.

"Европа в целом прошла этот год гораздо лучше, чем она сама же ожидала. Безусловно, за энергоноситель приходилось платить много, но вовремя были заполнены ПХГ, да и зима оказалась довольно теплой. Разумеется, ЕС при подготовке к новому отопительному сезону будет только рад использовать тот же российский СПГ, который в силу географии и ряда экономических факторов покупать выгоднее, чем из Австралии или США. Но есть и политический фактор", – говорит Николай Межевич.

По его мнению, ответ на вопрос, а введет ли Евросоюз санкции против российского СПГ, лежит не в экономической плоскости, а в плоскости военной. Многое будет зависеть от того, как сложится ситуация на Украине. Если в ходе СВО России произойдет очевидный перелом и ЕС пойдет на ту или иную форму урегулирования отношений с РФ, то закупки газа по всем доступным каналам будут расти как на дрожжах. С поправкой на экономическую целесообразность, разумеется.

"Мы это видели в 2019 году на примере Германии, которая вела себя по отношению к РФ явно недружественно, но товарооборот почему-то и не думал падать, он даже во многих сегментах ощутимо рос. Это может повториться и сейчас. Шанс санкций против российского СПГ, конечно, есть, но он очень маловероятен. ЕС до последнего будет оттягивать этот момент, если такой вдруг возникнет. Все-таки риски срыва поставок есть сейчас и на других направлениях", – рассказал Межевич.

"Да, через Атлантику энергоносители покупать можно без проблем, лишь бы денег хватило. А вот с Ближним Востоком есть оговорки. Там сейчас все неспокойнее. Начнись какой-нибудь конфликт в регионе с Суэцким каналом, что будет, если там возникнет затор из танкеров? Как ЕС будет компенсировать потерю импорта углеводородов с этого направления? Старому свету сейчас нужно сохранить хотя бы то, что еще осталось, поэтому российский СПГ будут трогать только в самом крайнем случае", – заключил профессор.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.