Вновь назначенный министр иностранных дел Эстонии Урмас Рейнсалу, похоже, оказался в плену иллюзий относительно своих возможностей и возможностей родной страны. Его призыв "сломать хребет российской экономике" вызвал недоумение и насмешки не только в России, на хребет которой Рейнсалу намерен покуситься, но и в самой Эстонии.
Вполне вероятно, что ошибочность представлений министра о мироустройстве и приводящих его в движение "механизмах" стала результатом общей склонности эстонской общественности к мифологизации истории страны.
Радость для фанатов
Новый глава внешнеполитического офиса Эстонии Урмас Рейнсалу не обманул ожиданий поклонников его словесного творчества, сходу порадовав заявлением: "Мы должны сломать хребет российской экономике". И попал, естественно, на страницы множества изданий по обе стороны границы и в Евросоюзе.
Во время прежнего своего срока на посту министра Рейнсалу неоднократно оказывался героем газетных статей, в которых с удовольствием цитировались и комментировались его высказывания на разные темы. Как правило, антироссийского содержания, но случались казусы и по иным поводам. Эстонская интеллигенция делала вид, что знать его не знает, ну а националистам разных мастей он очень даже нравился.
На этот раз Рейнсалу не стал тратить время на раскачивание и сразу взял быка за рога. Времени у него, действительно, немного, поскольку до следующих выборов остается всего восемь месяцев и вполне вероятно, что кресло министра займет кто-нибудь другой. В смелости Рейнсалу не откажешь – он не боится показаться смешным (а именно таким он и кажется).
У лишенной чувства юмора части эстонской общественности, естественно, возникли опасения относительно того, кого именно министр имел в виду под местоимением "мы" и нельзя ли как-нибудь договориться об исключении упомянутой общественности из предполагаемого списка тех, кто "должен" участвовать в нанесении российской экономике не совместимых с жизнью увечий.
Тем более, что она выглядит довольно крепкой и еще большой вопрос, кто кому и что сломает. Пока процесс одоления России идет без особых успехов и с болезненными травмами у тех, кто пытается ей что-нибудь сломать.
Ну а наделенные чувством смешного эстоноземельцы, хихикая, обсуждают, не скинутся ли стране на монумент "Рейнсалу, раздирающий пасть льву" ну или "он же, ломающий хребет российской экономике". И цитируют французского драматурга Огюстена Эжена Скриба: "Нуль, поставленный на правильное место, приобретает большую ценность".
А все потому что привыкли верить в сказки
Новый старый министр имел в виду, конечно же, не свою маленькую родную страну, которая ничего и никому сломать не может (да в общем-то и не хочет). Рейнсалу подразумевает, что хребты должны ломать Евросоюз и Соединенные Штаты, то есть кто-нибудь более могучий и смелый, а он, Рейнсалу, лишь указал им, что они просто обязаны это сделать при его моральной поддержке.
Но вот почему министр иностранных дел Эстонии и некоторое количество его соотечественников полагают, что эти "могучие и смелые" обязательно прислушаются к указаниям маленького Таллина, что кому-либо вообще интересно, что и почему говорит эстонская столица?
Этот феномен трудно объяснить лишь сомнительными интеллектуальными и профессиональными качествами отдельных лиц. Рейнсалу ведь не единственный эстонский политик, полагающий, что мир содрогнется и изменится, внимая его воинственным и пафосным речам. Возможно, дело в исторически сложившейся привычке части эстонской общественности верить в мифы и легенды – как собственные, так и иностранные.
Например, Брюссель приложил немало усилий, культивируя в Восточной Европе миф о том, что все государства Евросоюза равные и едины, что голос той же Эстонии не менее важен, чем голос, скажем, Германии или Франции. По здравому размышлению, если есть желание его использовать, совершенно очевидно, что это не так. Ни с точки зрения политического влияния, ни с точки зрения веса экономики.
Да и количество голосов в Совете альянса, мест в Европарламенте, число занимаемых высоких постов в органах исполнительной власти представителями тех или иных стран ясно говорят о том, что равенства нет и быть не может. Что решающее слово остается за теми, кто крупнее и многочисленнее, кто больше вносит в общеевропейскую кассу.
Но ведь есть такие, что верят и в равноправие, и в единство. И наивность эта, вероятнее всего, основана на привычке верить в сказки.
Крушение эстонских мифов и легенд
В Эстонии, например, всегда верили и верят даже сейчас в легенду о том, что не случись сговора между Сталиным и Гитлером в 1939 году, не подпиши два тоталитарных режима пакт "Молотова–Риббентропа", эстонцы просто припеваючи бы жили, а все невзгоды и беды обошли бы республику стороной.
А ведь достаточно иметь даже не очень глубокие знания о тех временах, чтобы понять, что нацистская Германия в любом случае напала бы на Советский Союз и что прибалтийские республики, оказавшись между двумя воюющими сверхдержавами, ни при каких обстоятельствах не смогли бы остаться нейтральными. И вероятнее всего, их потери в войне оказались бы намного более тяжелыми, а послевоенные международные последствия альянса с нацистами (ну не с советской же Россией прибалты, "окученные" немцами, вступили бы в союз) стали бы тяжким, а возможно и смертельным испытанием для маленьких, разоренных государств.
Выводы очевидны, но миф о погубившем Эстонию пакте продолжает жить.
Потом еще долго верили в легенду о "Белом пароходе", который придет из-за горизонта и "спасет" эстонцев от коммунистов. Хотя разум подсказывал, что восстановить независимость республика может лишь точно так же, как когда-то ее обрела – в момент кризиса, развала и хаоса у восточного соседа.
Ну а в новейшей истории республики довольно долго культивировался миф о "незыблемой, как Гибралтарская скала, эстонской кроне", от которой страна легко и без моральных страданий отказалась, получив возможность перейти на общеевропейскую валюту.
Историю о том, как эстонские власти убеждали население поверить в то, что переход на евро не приведет к повышению цен, даже вспоминать не хочется. А ведь верили же. Вопреки логике и здравому смыслу. Потом рассказывали друг другу легенду о безгрешном и мудром Брюсселе, который никогда не ошибается.
А еще до недавних пор верили в миф о том, что замкнутость эстонской внешней торговли на Евросоюз и сокращение до минимума торгово-экономических связей с Россией – это залог стабильности. Двадцать процентов инфляции, как оказалось, отлично лечат от веры в мифы.
Пора отказываться Таллину и от веры в блок НАТО, который в случае нападения "агрессивной России" (а она, к гадалке не ходи, как пить дать нападет, потому как злобная по натуре) обязательно немедленно придет на помощь и тогда наступит коварным россиянам лютый кирдык.
Но, как выяснилось при разглашении страшной военной тайны альянса, если и придут союзники на помощь, то спустя пару месяцев, уже после того, как от маленькой Эстонии ничего не останется.
Очень это болезненный процесс – разоблачение мифов и легенд, в которые так комфортно верить. Но и чрезвычайно полезный, поскольку помогает осознать реальное состояние дел.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.