Характерные для полицейского государства черты: Эстония слушает и следит за своими

Брюссель ищет среди стран альянса виновника взлома телефонов высокопоставленных чиновников. Эстония может быть в числе подозреваемых.

В Брюсселе предполагают, что шпионскую технологию "Пегас", позволившую прослушивать телефонные разговоры и следить за деятельностью высокопоставленных чиновников Еврокомиссии, могла использовать одна или даже несколько спецслужб самих стран Евросоюза.

Скандал, ставший результатом разоблачения "особенностей" продукции ряда израильских IT-фирм, вновь оказался в центре внимания европейских средств массовой информации.

Впервые скандал из-за открывшихся обстоятельств использования программ израильской фирмы NSO Group случился еще более года назад с подачи американцев, обнаруживших каким-то образом, что телефоны ряда работавших в Африке сотрудников Госдепа кем-то очень эффективно и практически незаметно взломаны. 

Расследование, ставшее впоследствии "добычей" средств массовой информации, показало, что проникновение стало возможно благодаря разработке специального программного обеспечения израильтян, продававших свою продукцию, как они уверяли, лишь правительствам и спецслужбам различных государств мира. Включая, как выяснилось позднее, и страны Евросоюза.

В числе покупателей неофициально были названы Венгрия, Польша, а также ряд других стран, в том числе и Эстония. Американские спецслужбы, разоблачившие незаконное использование шпионских программ, вполне можно понять – в их распоряжении свой собственный арсенал подобных программ и устройств, удачливые конкуренты им совершенно ни к чему. Или же все это стало результатом неких "разборок" между "рыцарями плаща и кинжала".

На новый виток скандал вокруг продукции NSO Group и ряда других израильских фирм, торговавших аналогичной продукцией, вышел после случившейся несколько месяцев назад "утечки" дополнительной конфиденциальной информации через агентство Reuters (то есть, вероятнее всего, в роли истинных разоблачителей вновь выступили спецслужбы США, с которыми информационное агентство плодотворно сотрудничает).

"Вдруг выяснилось", что с помощью ставшей очень известной шпионской программы "Пегас" (израильским разработчикам не откажешь в чувстве юмора) были по всей вероятности взломаны телефоны не только журналистов и правозащитников ряда европейских стран, но и как минимум нескольких высокопоставленных чиновников Еврокомиссии. 

Звучали намеки на то, что провернуть это дело могла конфликтующая с Еврокомиссией Венгрия. Но многими в Европе эти намеки были расценены как очередная попытка дискредитировать "мятежного" премьера Виктора Орбана, которого Брюссель мечтает увидеть в "гробу" политической смерти, окруженного рыдающими сподвижниками упрямого венгерского лидера.

Всего лишь очередной шпионский скандал, который будет быстро "замят"?

А недавно о "Пегасе" вновь заговорили в связи с тем, что Брюссель подтвердил факт взлома смартфонов комиссара Евросоюза по делам юстиции Дидье Рейндерс и других брюссельских чиновников. Об этом известил депутатов специально созданной комиссии Европарламента в ответ на их запрос сам комиссар, сообщивший, что факт "компрометации" стал ему известен из письма производителя iPhone компании Apple.

Собственная служба безопасности Еврокомиссии обнаружить взлом и тем более оценить объем похищенной информации вроде бы не смогла даже по наводке Apple. Но обнаружила некие "индикаторы компрометации" – термин, используемый дознавателями для описания косвенных доказательств взлома. Сам комиссар Рейндерс отметил, что "невозможно с полной уверенностью отнести эти признаки к конкретному преступнику". Тем временем Apple разослала в конце прошлого года оповещение целевым пользователям, предупреждая их, что разработанный NSO Group хакерский инструмент, получивший название ForcedEntry, мог быть использован для взлома смартфонов.

Разбирательства и выяснения всех обстоятельств распространения израильской программы "Пегас" продолжаются, причем с посвящением в подробности (не все, конечно) средств массовой информации, что весьма любопытно, если учесть, как быстро обычно исчезают из заголовков статей и с первых полос изданий стран Евросоюза нередко случающиеся истории разоблачений незаконного прослушивания телефонов европейских политиков и перлюстрации их электронной почты.

Как громко в прошлом шумела Европа из-за открывшихся фактов тотальной слежки американцев и британцев за "союзниками", кражи секретов и подробностей конфиденциальных деловых переговоров посредством глобальной системы перехвата сигналов всех средств электронной связи "Эшелон". В Европарламенте даже была создана специальная комиссия. Но кто сейчас, кроме специалистов, об этом помнит и тем более пишет?

А как возмущены были европейцы года три назад, когда выяснилось, что все те же американские спецслужбы прослушивали, на этот раз с помощью датчан, телефоны руководства Германии, включая и защищенные смартфоны на тот момент канцлера Ангелы Меркель. Но и этот скандал стремительно сошел на нет и вроде бы замят с принесением в жертву карьеры одного из руководителей датских спецслужб. 

Примеров таких десятки, но обо всех этих некрасивых историях в странах Евросоюза предпочитают быстро забывать. Очевидно ради того, чтобы "не подрывать единство" и не бросать тень на идею "коллективного запада", мира, "основанного на правилах". А вот израильский "Пегас" остается в центре внимания необычно долго. Возможно, дело в том, что на этот раз действительно не "трансатлантический партнер" подслушивал брюссельские разговоры.

Какой из четырнадцати стран альянса, имеющих "Пегаса", так интересен Рейндерс?

Упомянутая специальная комиссия Европарламента ранее сообщила, что, по ее данным, технологии израильской NSO в прошлом приобрели 14 стран Евросоюза. Некие официальные лица в Венгрии, Польше и Испании были или сейчас находятся в процессе допроса об использовании ими программы "Пегас". Почему следствие идет только в этих странах, а не во всех столицах, соблазнившихся приобретением шпионской программы, не сообщается.

О том, что шпионскую программу купила, вероятнее всего, и Эстония, сообщала в марте этого года со ссылкой на британскую Guardian израильская The Time of Israel. По уверениям компании NSO, программа Таллину (а также просившей о ней Украине) продана все же не была, так как израильтяне якобы опасались рисков использования ее против России, что чревато неприятными последствиями.

И все же заверениям руководства NSO доверять не следует. Во всяком случае, они не сообщали, были ли возвращены Эстонии уже выплаченный ею за израильскую технологию первоначальный взнос в 30 миллионов долларов. Таллин сообщения об использовании местными спецслужбами израильской шпионской программы, насколько известно, не комментировал.

Но стоит отметить, что в Эстонии со странной легкостью и терпимостью относятся к многочисленным фактам прослушивания спецслужбами и полицией телефонов значительного количества людей. Так, министерство юстиции страны в 2015 году сообщало парламентариям, что в течение одного года с разрешения прокуратуры и суда местные силовые ведомства вели слежку и прослушивали разговоры почти 3 тысяч человек.

Причем, вероятнее всего, число это или занижено, или же "силовики" часто вовсе не обременяют себя получением разрешений, действуя самостоятельно или используя какие-либо юридические лазейки.

Так, двумя годами позднее, в 2017 году, один из местных оператор мобильной связи, Telia, утверждала, что в его сети прослушивалось более 4,5 тысячи телефонных разговоров. Министерство юстиции отрицало это, утверждая, что разрешено было лишь чуть более 9 сотен "прослушек".

Что меняет прецедент дела Эхи Вырк и отучит ли он полицию прослушивать всех подряд?

А ведь помимо Telia в Эстонии работает еще несколько крупных операторов мобильной связи и провайдеров интернет соединения. В последние годы информация о количестве выданных разрешений на прослушивание и слежку, насколько известно, вообще не публикуется. Можно только догадываться, какие масштабы слежка за населением приняла в Эстонии сейчас, когда власти усиленно "борются с российским влиянием" и выявляют "сторонников политики Москвы".

Очень показателен прецедент дела Эхи Вырк, бывшего вице-мэра Таллина, обвиненной в коррупции лишь на основании записи одного ее телефонного разговора. Неожиданно для прокуратуры, которая сделала эту запись основой обвинения, суд с подачи адвоката подсудимой не принял результат "прослушки" как доказательство вины.

Это стало возможным только благодаря ранее вынесенному вердикту Суда Евросоюза, который по итогам разбирательства одного из исков жителей Эстонии напомнил Таллину, что прослушивание телефонных разговоров и использование записей как свидетельств вины законно только при расследовании тяжких преступлений, должно быть оправданно несомненными вескими обстоятельствами дела. 

Отсюда вопрос: а прокуратура, полиция и спецслужбы Эстонии, одобряя "прослушку" и записывая разговоры Вырк и, вероятно, многих других, не подозреваемых в убийствах, грабежах или терроризме людей, "забывают" о том, что это незаконно?

Государство, где фразы "Это не телефонный разговор" и "Не по телефону", вошли в привычку у очень и очень многих людей, и где даже местный департамент окружающей среды считает себя в праве прослушивать радиочастоты охотников и отмахивается от возражений канцлера права, вероятнее всего, было очень заинтересовано в том, чтобы все же договориться с израильской NSO.

Подобные технологии идеально вписываются в философию и практику эстонских властей. Предрасположенность правительства и правоохранительных органов к неограниченному прослушиванию телефонов и слежке, а также отсутствие у общественности явно выраженного недовольства этим фактом способствуют укреплению за Эстонией образа полицейского государства.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.