Жертвы инфляции в Эстонии: не выдерживают даже сильнейшие предприятия

Промышленное производство в Эстонии сокращается из-за инфляции и роста цен на энергоносители. Отсутствие новых рынков за рубежом приводит к закрытию предприятий.

В понедельник, 7 ноября, эстонские СМИ сообщили о сокращении промышленного производства в Эстонии в третьем квартале. Предприятия страны испытывают трудности с поиском новых рынков для сбыта своей продукции из-за инфляции и роста цен на энергоносители. В итоге они теряют конкурентоспособность и вынуждены закрываться.

Отмечается, что такое положение наблюдается даже у флагманов эстонской промышленности.

Одним из таких предприятий является Thermory Grupp – крупнейшее в мире предприятие по термообработке древесных материалов. Предприятие повышает стоимость древесины ее нагреванием в печах, что обеспечивает ее атмосфероустойчивость, а также украшает. Печи для термообработки работают на природном газе, а производство является электроемким, поэтому затраты на электроэнергию выросли в несколько раз. По этой причине выросли и цены на термодревесину.

Отмечается, что часть клиентов Thermory Grupp, уже подписавших договоры, согласны платить за более дорогую продукцию, а некоторые договоры пришлось отложить. Руководитель отдела кадров Thermory Grupp Катри Юрине сообщила, что предприятие столкнулось со спадом в производстве из-за падения спроса: "Но это скорее падение спроса из-за того, что люди заняли выжидательную позицию. Наше преимущество в том, что мы работаем в 50 странах мира, а на глобальном рынке обычно происходит так, что если в одних странах ситуация хуже, то в других она лучше, и это помогает нам справляться".

Из-за сокращения объемов экспорта, оборота и прибыли пришлось оптимизировать производство. "Всего у нас в Эстонии три производственных цеха и одна лесопилка. У нас около 500 работников. К настоящему времени мы сократили персонал примерно на 5%", – сказала Юрине.

Подорожали ресурсы и на Балтийском судоремонтном заводе – крупнейшем промышленном концерне в странах Балтии. Советник правления BLRT Grupp Роман Винарчук констатировал: "К сожалению, мы вынуждены поднять цены. Там, где это возможно, нужно вести переговоры и поднимать цену. Если не повышать цены, предприятию просто придется закрыться".

Эстонские СМИ сообщают о росте сырья в производстве продуктов питания. Например, цены на молоко для потребителей выросли в два раза, но эстонские переработчики молока в 2022 году вряд ли будут в плюсе. Председатель правления Nordic Milk Юло Кивине считает, что получение прибыли в этом году является похвальным явлением: "По итогам за девять месяцев мы видим, что цифры совсем не те, что в предыдущие годы. Выручка в пищевой промышленности никогда не была очень высокой, но этот год несомненно оставит отрицательный след".

Результат ненависти к РФ – кризис: цена на газ в Эстонии побила европейские рекорды >>>

По словам Кивине, эстонские производители продуктов питания пытаются продавать свои товары на близлежащих рынках, но при нынешних ценах это становится все труднее, да еще из ближайших стран в Эстонию импортируются более дешевые продукты. Кивине призвал отдавать предпочтение отечественной продукции – "это достойный слоган". И вынужден был признать, что на фоне роста цен "эстонский потребитель начинает следить за стоимостью".

Статистика сигнализирует о начале сокращения в эстонском промышленном производстве в сентябре. Так, в обрабатывающей промышленности объем производства снизился в третьем квартале более чем вполовину. То же происходит и в сфере электрооборудования, и в производстве продуктов питания. Более того, ожидается ухудшение ситуации.

Главный экономист Swedbank Тыну Мертсина отметил неутешительный прогноз по экономике еврозоны, а значит и стран Балтии – в следующем году будет только хуже: "Это означает, что наш внешний спрос ослабнет, так как обрабатывающая промышленность экспортирует около двух третей своего общего оборота".

"По оценке промышленных предприятий, их конкурентоспособность как в Европе, так и за ее пределами очень сильно ослабела. Нынешний спад даже больше, чем в 2008–2009 годах. В еврозоне рыночная доля экспортируемых из Эстонии товаров в этом году очень быстро сократилась. К сожалению, государственные субсидии как для предприятий, так и для домохозяйств очень разные, и доля субсидий Эстонии в ВВП – одна из самых маленьких в Европе", – отметил Мертсина.

"Конкурентное преимущество, которое у нас было, – это одно, скажем, более дешевая рабочая сила, более низкие цены и так далее. Выполненная в срок работа. Но правительства других стран все же поддерживают или предлагают какие-то льготы, например, в ценах на электроэнергию. И не только где-нибудь в Западной Европе, но и, например, в Литве", – сказал Винарчук.

Министр предпринимательства Кристьян Ярван пояснил, что поддержка государством одной сферы создавала бы неравенство по отношению к другим. По мнению Ярвана, государство должно вмешиваться в предпринимательство только в случае сбоев рынка: "Для более крупных предприятий у нас есть различные финансовые решения, которые помогут им пережить этот краткосрочный сбой. И мы увеличили, например, целевой капитал Kredex на сто миллионов евро, это совсем не маленькие суммы".

Эстонские СМИ задались вопросом: "Но если другие страны защищают свой бизнес субсидиями, является ли это сбоем рынка для эстонского экспорта?". На что министр Ярван сказал, что "у других стран более развитая экономика", что у них больше средств, что Эстония "попросту не выиграет в этой гонке, если будет просто доплачивать предприятиям".