На этой неделе эстонские СМИ попытались заверить местную общественность, что в стране все не так плохо, как может показаться.
Хотя повышение ставки Euribor и небольшой рост безработицы, кажется, указывают на то, что банки могут начать переживать в связи с увеличением безнадежных кредитов, так как люди сталкиваются с финансовыми трудностями, на самом деле признаков этого нет, заверил Олави Лепп, глава Swedbank в Эстонии.
Несмотря на то, что общеевропейская межбанковская базовая процентная ставка Euribor выросла, а потребительские кредиты подорожали, Swedbank не видит, чтобы клиенты испытывали трудности с платежами, а поводов для паники еще меньше, отметил Лепп: "На данный момент все очень спокойно. Если не будет безработицы, люди будут выполнять свои обязательства. Поэтому ни о какой панике в данный момент говорить не хотелось бы. К нам даже не поступало заявлений о платежном отпуске. Сегодня такого нет – нет клиентов с просроченной оплатой к сроку. Платежные каникулы тоже не запрашивались. В этом смысле все хорошо. Но видно, что обращений за новыми кредитами стало меньше за последние полтора месяца".
Также Лепс указал на то, что на рынке недвижимости изменения в действительности не столь велики, а падение цен не так заметно, как это модно говорить в последнее время. Однако те застройщики, которые построили здания на кредитные деньги, могут потерять ожидаемую прибыль.
По словам Леппа, "цены действительно упали в Скандинавии" на 10%, а ожидается падение на 20%: "У тех, кто финансировал себя за счет иностранных денег, их процентные расходы выросли, и это, безусловно, сложная ситуация".
Что касается жилищных кредитов, то, по словам Леппа, при выдаче жилищного кредита обязательно отслеживается, не склонен ли соискатель завышать стоимость покупки: "Это все еще гарантии, с которыми мы работаем, и мы никогда не хотим доходить до того, что нам придется говорить с клиентом о стоимости гарантии в негативном контексте, о том, что есть некоторые проблемы, но мы должны быть готовы к этому. Если мы чувствуем, что цена неадекватна, то и не финансируем".
Глава Swedbank отметил при этом, что дорогие новые квартиры (по цене от 4000 до 5000 евро за квадратный метр) – лишь малая часть от количества всех сделок с недвижимостью: "Большинство сделок совершается с бывшими в употреблении квартирами".
А еще Лепп считает, что "поскольку безработица в Эстонии на самом деле не сильно увеличилась, это также повлияет на давление заработной платы, которое существует уже давно". Давление это сильное. При этом "количество безработных немного увеличилось" – около 50 тысяч. "Но это небольшие цифры – у нас по-прежнему работает более 600 000 человек", – сказал Лепп.
И добавил, что беспокойство вызывает происходящее лишь в отдельных отраслях экономики – перерабатывающей промышленности или лесной промышленности: "Обрабатывающая промышленность составляет очень большую часть нашего экспорта, и мы должны сохранить ее. Есть дополнительные сегменты, такие как древесина, которые тесно связаны с лесным хозяйством и тем, как мы обращаемся с одним из наших крупнейших активов. Производителям приходится приспосабливаться к меньшему объему, а значит там меньше людей работает, так что эдакий снежный ком потихоньку катится там".
Напомним, что, несмотря на высказывания Леппа, рост цен, в том числе на электроэнергию, спровоцировал передел рынка труда и рост безработицы в Эстонии. Ранее Baltnews уж писал, что в Эстонии падает количество предложений, требующих высокой квалификации, что реальные специалисты вынуждены искать лучшей доли за пределами страны.
Пока положение спасает большое число украинских мигрантов, осваивающих рабочие места в сфере обслуживания. Но как долго это сомнительное равновесие продержится, предполагать сложно.