"Я читала, что мы – расходный материал": как терроризируют мирное население Донбасса

© Sputnik / Сергей Аверин

Тема: Спецоперация России по защите жителей Донбасса

За последние месяцы потери среди гражданского населения Донбасса увеличились как минимум вдвое. Почему так произошло и как страдают местные жители?

Количество жертв среди мирного населения Донбасса уже исчисляется тысячами. Люди попадают под обстрелы на улицах, в школах и университетах, домах культуры и больницах, подрываются на минах.

***

"Я читала, что мы [для Украины] – расходный материал, – говорит сидящая в очереди за российским паспортом жительница Бердянска. – Им все равно, сколько погибнет детей, женщин. Чем больше нас постреляют, [тем] им легче. Им земля нужна, им базы ставить надо".

Она родилась на юго-востоке Украинской ССР, вышла замуж и вместе с супругом переехала в Мариуполь. 24 февраля 2022 года она встретила на Колыме на работе – говорит, повар в ее возрасте не может найти работу, очень сложно. Она, как и многие сидящее в очереди в пункт приема документов на гражданство России, не хочет говорить на камеру и не называет своего имени. Пока боится.

"У меня [когда все началось в Мариуполе] дочь была с тремя маленькими детьми. Дочь все равно погибла: подорвалась, когда котиков спасала. Взяла телефон, ключи от машины, пакетик корма и пошла. Переступила порог, и… Азовцы* хорошо творили", – говорит она.

Я [автор – прим. Baltnews] переспрашиваю – откуда такая уверенность, что это был именно "Азов"*?

"Азовцы* это были, – отвечает собеседница. – Женщина бежала с тремя детьми, бабушка, а они [стреляли]. Куда ж ты стреляешь? Дети! А он: "Еще нарожаешь". Не верят те, кто не общался с людьми, а я общалась. Люди [жили в домах] в середине, а они в подвале и наверху. Люди как пушечное мясо. Фотографии – одно, а вживую видеть – совсем другое. Люди по городу ходили, а они стреляли на поражение. Так разве можно? Гражданских стреляли, обычных".

Согласно международному гуманитарному праву, участвующие в боевых действиях стороны должны защищать тех, кто не воюет, в том числе гражданских лиц, медиков и гуманитарных работников. Нападать на гражданских лиц строго запрещено. Такое действие квалифицируется как военное преступление.

За полгода боевых действий официальные представители России, руководство Донбасса и простые жители юго-востока неоднократно сообщали о том, как украинская сторона использует в своей борьбе гражданское население – в ход идет техника "живого щита", личный состав использует в качестве укрытий социальные объекты и жилые дома. Говорилось и о зверствах бойцов в отношении простых жителей.

© Sputnik / Сергей Аверин
Местные жители в окнах своей квартиры в жилом доме в Киевском районе Донецка, частично разрушенном в результате обстрела со стороны ВСУ, 22 июня 2022

Гражданский сектор под обстрелом

23 августа в Донецке погибли трое мирных жителей, шестеро были ранены. В этот день по гостинице "Централь" прилетели несколько снарядов. Гостиница находится в самом центре города, близ здания администрации главы ДНР Дениса Пушилина. В последнее время в гостинице часто останавливались журналисты, волонтеры, представители миссий международных организаций.

Руководство ДНР возложило ответственность за ситуацию на ВСУ. По их версии, обстрел велся в том числе из американских реактивных систем залпового огня (РСЗО) HIMARS. Украинские медиа со ссылкой на Институт исследования войны (ISW) – НКО, созданную семьей заместителя госсекретаря США Виктории Нуланд – сообщили, что история с гостиницей – провокация России, устроенная перед Днем независимости Украины.

"Военной целесообразности данный обстрел не представлял. Соответственно, это просто желание украинского режима создать, возможно, панические настроения среди гражданского населения, чтобы люди не могли чувствовать себя в безопасности", – рассказал глава ДНР Денис Пушилин.

"Однако заверю вас: мы привыкли к варварским циничным поступкам со стороны украинского режима. И это еще раз подтверждает правильность нашего выбора в 2014-м году. С нынешней киевской властью жители не то, что ДНР или ЛНР не смогли бы жить, но и простые гражданские лица на оставшейся части Украины", – добавил он.

© Baltnews / Павлова Александра
© Baltnews / Павлова Александра
© Baltnews / Павлова Александра
© Baltnews / Павлова Александра
© Baltnews / Павлова Александра
© Baltnews / Павлова Александра
Последствия обстрела гостиницы "Централь", Донецк

На следующий день, 24 августа, в Ленинском районе Донецка был обстрелян торговый центр "Галактика". Туда преимущественно приезжали жители Мариуполя и Волновахи за строительными и бытовыми товарами. К счастью, выпущенные по "Галактике" снаряды затронули только помещение – никто из людей тогда не пострадал и не погиб.

"Подобных ["Галактике"] объектов по масштабу у нас не так много, однако каждый день [ВСУ] обстреливают как гражданский сектор, так и социальные строения. Они терроризируют население каждый день. Минимальное количество боеприпасов, которые выпускаются по нашим городам, достигает от 300 до 500 в день", – рассказал заместитель командующего народной милиции ДНР Эдуард Басурин.

Власти Украины и в этот раз не стали никак комментировать обстрел. За дело взялись провластные СМИ, которые обвинили руководство ДНР в попытке выдать обычный пожар за последствия обстрела со стороны ВСУ. Конкретных доказательств своей версии медиа не предоставили.

Взрослому человеку "Лепесток" отрывает ногу

В СМИ регулярно появляются сообщения о том, что украинские военные выпускают по территориям ДНР и ЛНР противопехотные мины "Лепесток". Не так давно "Лепестки" долетели и до России: 18 августа была обстреляна Белгородская область.

"Большое количество лепестковых мин обнаружены после обстрелов со стороны Украины. Их находят на территории Шебекинского городского округа в районе Середы. У нас уже есть большая трагедия – мальчик потерял кисть. И сейчас дал распоряжение, чтобы в каждой школе провели родительские собрания", – рассказывал губернатор Белгородской области Вячеслав Гладков в видео "10 вопросов губернатору", которое было опубликовано на его личной странице в соцсети "ВКонтакте".

ПФМ-1 "Лепесток" – небольшие противопехотные мины, которые своей формой напоминают лист дерева. "Лепесток" предназначен для повреждения ног и срабатывает, когда человек на него наступает. Снаряд может взорваться и самопроизвольно из-за нагревания солнца. "Лепесток" малозаметен, камуфлирован под зеленый или песочный (земляной) цвет. Применение этих мин запрещено Оттавской конвенцией, которую Украина ратифицировала в 2005 году.

По словам заместителя командующего народной милиции ДНР Эдуарда Басурина, ежедневно территории ДНР обстреливаются "Ураганами", начиненными как минимум 315 противопехотными "Лепестками". К 30 августа 2022 года со стороны Украины по Донбассу было выпущено более 40 ракет.

"[Используемый Украиной] "Лепесток" первой формы изготовления, то есть неспособный к самоликвидации. Мины могут лежать годами, но ничего с ними не произойдет. Чтобы вы понимали силу взрыва – взрослому человеку "Лепесток" отрубает ногу. Это бесчеловечное оружие", – заметил Басурин.

"Люди у нас бесстрашные. [Подходя и пытаясь обезвредить "Лепесток"], они считают, что тем самым ускоряют процесс разминирования. При нажатии свыше 5 кг мина детонирует. "Лепесток" начинен 40 граммами тротила, но его хватает на то, чтобы уничтожить ногу. Камуфляж мины зеленый и песочный, и из-за зелени и травы зачастую их просто невозможно найти. Плюс они застревают в кронах или деревьях и впоследствии падают от ветра. Я обращаюсь ко всем жителям: ни в коем случае не трогать, обозначить место каким-то знаком и обратиться в соответствующие органы", – добавил он.

По данным на 30 августа, только среди гражданского населения ДНР в результате подрыва на "Лепестках" уже пострадали 58 человек, трое из которых – дети.

© РИА Новости
Противопехотные фугасные мины (ПФМ-1) "Лепесток" на центральной улице Донецка, 31 июля 2022

Началось не вчера

Михаил Лукьянец, руководитель конного клуба "Дикая дивизия" – один из немногих жителей Бердянска, который не боится говорить на камеру и смело называет свое имя. По его словам, много лет жители юго-востока находились не просто под обстрелами – приходилось жить в страхе, испытывая давление со стороны украинских военных.

"Однажды ко мне приехал камуфлированный джип. Это было в 2014-м или 2015-м году. Вышли четыре тела, все в камуфляже, в полной экипировке, с оружием. Если честно, я немного испугался, потому что накануне в соседнем населенном пункте отжали пару джипов у местных. Но деваться мне некуда", – рассказал мне (автору – прим. Baltnews) Михаил.

"Они походили, посмотрели и вдруг говорят: "Знаешь, а подари нам коня. Мы привыкли, что нам дарят". Я пошел ва-банк и сказал: "А зачем одного? Забирайте всех, а меня конюхом поставите". То ли их совесть заела, то ли ситуация не была им на руку, но они покрутились еще и в итоге уехали. Но чувства, которые через меня прошли в тот момент, неописуемы. Испугался сильно", – добавил Михаил.

Боевые действия на территории Донецкой и Луганской областей начались еще в апреле 2014 года, когда исполняющий обязанности президента Украины Александр Турчинов объявил о старте "антитеррористической операции" ради сохранения территориальной целостности страны.

В мае того же года в областях были проведены референдумы о самоопределении, по итогам которых появились Донецкая и Луганская народные республики. Западное международное сообщество не поддержало юго-восток, российская сторона заняла сторону республик, но признавать их суверенитет не стала.

На протяжении последних восьми лет, параллельно боевым действиям, международное сообщество пыталось решить украинский кризис. В сентябре 2014 года были подписаны первые Минские соглашения, 12 февраля 2015 года – Вторые минские соглашения. На некоторое время конфликт перешел в замороженную стадию, с периодическими возобновлениями обстрелов и последующим прекращением огня.

Президент Украины Владимир Зеленский 10 февраля объявил, что Киев не станет выполнять Минские соглашения и вести переговоры с Донбассом. Спустя 11 дней руководство самопровозглашенных ДНР и ЛНР обратилось к президенту России Владимиру Путину с просьбой о признании республик. Путин эту просьбу удовлетворил.

"Донецк и другие города ДНР начали обстреливаться не сейчас. Они обстреливались на протяжении восьми предыдущих лет. Большое количество как погибших, так и раненых. Специальная военная операция для нас означает освобождение и окончание войны. Операция предотвратила переход в активную фазу [боевые действия], при которой украинский режим планировал зачистить территорию ДНР. В таком случае количество жертв исчислялось бы сотнями тысяч", – сказал глава ДНР Денис Пушилин.

"[Президент Украины Владимир] Зеленский не остановится ни перед какими жертвами. Нужно осознавать, чем руководствуется сейчас Зеленский и его команда в плане принятия решений. Ради пиара, ради того, чтобы Украина дальше могла себя выставлять жертвой, они готовы пойти буквально на все. Они не считаются с гражданским населением на освобожденных территориях, они не считаются со своими военнослужащими", – добавил он.

По данным на 31 декабря 2021 года, жертвами конфликта стали от 14 200 до 14 400 человек, из которых 3404 – гражданские лица, 4400 – служащие ВСУ, 6500 – военные, поддерживающие независимость Донбасса.

* "Азов" – запрещенная в России террористическая организация.