Украина потеряет земли. Но отберет их не Россия

© Sputnik / Дмитрий Макеев

Любовь Безродная

Тема: Спецоперация России по защите жителей Донбасса

Слишком высокие риски из-за спецоперации и сорванной логистики приводят сельское хозяйство Украины в упадок, вынуждая аграриев распродавать паи.

Граждане "Незалежной" спешно пытаются распродать свои гектары чернозема, но чтобы кто-то согласился их купить, нужно сначала спасти умирающую сельскохозяйственную отрасль. Вот только ни ЕС, ни США в этом не помогут. В итоге украинские земли могут распродать за копейки.

Летом 2021 года на Украине открылся рынок земли, который позволял гражданам страны продавать другим физическим лицам не более 100 гектаров в одни руки. Продажа коммунальной земли тоже оказалась разрешена, но через аукционы. Рынок проработал фактически полгода, так как в феврале 2022 года, с начала спецоперации, в стране закрыли реестры.

По состоянию на август 2022 года было заключено около 89 тысяч сделок, включая те, которые были проведены после мая 2022 года (когда реестры вновь заработали). Сегодня, когда землю вновь можно продавать, рынок практически лихорадит, так как предложение явно превышает спрос. Украинцы спешат избавиться от своих угодий, причем часто по бросовым ценам. Но вопрос в том, будет ли кто-то покупать земли в "Незалежной", учитывая непростую политическую ситуацию?

Слишком высокие риски

Стоит признать, что ранее плачевное состояние украинской экономики играло на руку иностранному бизнесу. Пользуясь возможностью выкупа земли, три крупные американские транснациональные корпорации (Cargill, Dupont и Monsanto – последняя официально немецко-австралийская, но с американским капиталом) купили 17 млн ​​га сельскохозяйственных земель в Украине. Об этом сообщает австралийское издание National Review. Цифра колоссальная! Для сравнения – во всей Италии насчитывается всего 16,7 га сельскохозяйственных земель.

Сегодня иностранный бизнес получил возможность купить если не всю Украину, то значительную ее часть. В стране растет число предложений по продаже черноземов, становясь массовым явлением.

Как сообщает украинское издание "Страна", особенно активно "банк" земли растет в Киевской, Сумской, Житомирской, Черниговской, Харьковской, Запорожской областях. С начала лета владельцы выставляют паи на продажу, и количество лотов только растет. Однако покупателей не так много. На данный момент потенциальные инвесторы готовы покупать землю только в отдельных регионах – Полтавской, Кировоградской, Винницкой и Львовской областях. Но даже здесь цены нельзя назвать выгодными для продавцов.

Рынок земли на Украине уже фактически обвалился. Сегодня минимальную планку цены ограничивает только законодательное требование, согласно которому цена продажи земли не должна быть ниже нормативно-денежной оценки. Однако уже появляются схемы, которые позволяют обойти это правило.

На специализированных онлайн-площадках большинство продавцов готовы на торг под конкретного покупателя, а скидки достигают 15-30%. Например, фермерское хозяйство в Винницкой области с более чем 40 гектарами земли выставлено на продажу за 380 тыс. долл. (до конфликта такой объект стоил бы не менее 500 тыс.).

Сегодня земля на Украине продается по средней цене 900 долл. за гектар. До начала спецоперации эта сумма составляла 1200–1300 долл., а в отдельных случаях достигала 2 тыс. долл.

Но такое падение стоимости – не предел. Предложений на рынке все больше, так как люди, которые ранее не планировали избавляться от столь ценного актива и ждали роста цен, сегодня выставляют свои паи на продажу. Рост предложения и падения спроса и дальше будут опускать стоимость земли на Украине, по крайней мере, пока длится спецоперация, делая риски слишком высокими для инвесторов.

Инвесторы пока не спешат раскупать земли

Как рассказал в беседе с Baltnews эксперт в сфере недвижимости, независимый директор, член совета директоров ряда компаний Дмитрий Кучай, сегодня на Украине действительно наблюдается рост предложения по продаже земли различного назначения, в основном сельскохозяйственной, в том числе пахотной. Но говорить о "бросовых" ценах и серьезном потенциале падения стоимости на землю в западных и некоторых центральных районах пока рано. Если смотреть по географии, то размер "скидок" растет с запада на юго-восток. Именно это останавливает реальных инвесторов от решительных и активных действий по скупке земли.

"Но кроме только геополитических условий, необходимо понимать и принимать во внимание базовый интерес бизнеса с точки зрения эффективности и окупаемости вложений. Здесь можно привести немного грубую параллель с Сибирью и Дальним Востоком. Огромные и пригодные для сельского хозяйства или для промышленности территории не осваивались должным образом из-за того, что необходимо решить проблему логистики – обеспечить поставок техники и оборудования, бесперебойной и дешевой поставки самой продукции", – отметил эксперт.

Даже разница между Дальним Востоком и Украиной с точки зрения близости европейского рынка сбыта и большей плотности населения не делает текущие предложения выгодными именно по причине колоссальных вложений в новую инфраструктуру поставок продукции, добавил Кучай.

"Существующая на сегодняшний день логистика (поставки продукции железнодорожным транспортом до морских портов) является тем самым экономическим фактором, риски влияния которого инвесторам невозможно оценить в условиях продолжающейся спецоперации. При этом к продаже предлагается в основном земля в частной собственности. Следовательно, механизмы направления средств непосредственно Украине европейскими странами через "инвесторов", скупающих землю, не будут эффективно работать", – заключил он.

Прибыли ждать не стоит

Спецоперация России на Украине – не единственный фактор, из-за которого земля в стране стремительно дешевеет. Конечно, именно боевые действия являются основным источником риска. Но также следует учитывать упадок сельского хозяйства. Весенняя посевная кампания оказалась практически сорвана.

Конечно, официальный Киев отчитался об успешно завершении посевной кампании. Но опубликованные данные в очередной раз продемонстрировали, что правительство Украины живет в своей реальности. Аграрии смогли засеять только 79% от площадей прошлого года. Казалось бы, вполне неплохой результат, особенно учитывая боевые действия на части территорий. Однако стоит учитывать, что даже на землях, которые контролируются Киевом, не были задействованы все 100% сельхозугодий.

Также аграриям необходимо думать не только о посевной кампании, но и том, как собрать, а главное – продать урожай. Сегодня украинские фермеры понимают, что вряд ли смогут много заработать, так как порты частично блокированы и нет гарантий, что продукцию удастся вывезти за рубеж. Также неизвестно, как будет проходить сбор урожая, учитывая высокие риски в связи со спецоперацией. Возможно, именно поэтому аграрии перешли на другие культуры. Сегодня украинские фермеры вместо прибыльных для последующей переработки подсолнечника и кукурузы начали сажать простые, но важные с точки зрения продовольственной безопасности ячмень, горох, овес.

В подобных условиях, когда сельское хозяйство Украины выглядит как убыточная и почти умирающая отрасль, инвестировать в нее вряд ли кто-то захочет. Единственное, на что может надеяться Киев – деньги, которые обещали страны Запада на восстановление страны. Как отмечает Bloomberg, Европейский союз намерен выделить Украине финансовую помощь в размере 500 млрд евро. Но когда их получит Украина, неизвестно, а засеивать поля и улучшать показатели сельскохозяйственной отрасли, чтобы привлечь инвесторов, необходимо уже сейчас.

Исполнительный директор Центра политического анализа Вячеслав Данилов сомневается в том, что Лондон, Брюссель и Вашингтон чем-либо помогут Украине в этом вопросе.

"Европарламентарии и официальные лица государств не будут скупать земли – это дело частных компаний. Если будет какая-то перспектива урегулирования конфликта хотя бы к посевной, тогда возможны какие-то высокорисковые инвестиции в землю. А пока люди покупают квадратные метры в Анталии и Алании, а не гектары на Украине", – отметил Данилов в беседе с Baltnews.

В текущих условиях земля на Украине уже не приносит стабильного дохода. Стать первой в истории "сельскохозяйственной сверхдержавой" у Киева, увы, не получилось. Сегодня, когда риски высокие, инвесторы не спешат вкладывать деньги в "украинский чернозем". Но проблема в том, что аграрии продолжат нести убытки и постепенно разоряются.

Нестабильная ситуация из-за спецоперации, а также отсутствие поддержки со стороны государства делает этот бизнес крайне невыгодным. Вероятно, через несколько лет, когда ситуация начнет стабилизироваться, иностранные инвесторы начнут скупать гектары. Но учитывая упадок сельскохозяйственной отрасли, местным аграриям предложат копейки, скупив почти всю Украину по бросовой цене.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме