В Италии 25 сентября состоялись внеочередные парламентские выборы, результаты которых стали сюрпризом для Евросоюза. На голосовании уверенную победу одержала правоцентристская коалиция, которая состоит из партий "Братья Италии", "Лига" и "Вперед, Италия". Они набрали более 44% голосов и получили право на формирование нового правительства.
Вот так внезапно Италия стала если не аутсайдером, но отщепенцем в Евросоюзе, где бал правят по-прежнему левые и демократы. Ранее, прямо перед выборами, глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен уже намекнула, что в случае победы правых у Италии могут возникнуть сложности с получением финансовой помощи от ЕС.
Однако такие угрозы не подействовали. Население страны все равно отдало предпочтение правоцентристской коалиции. На какие перемены надеются жители Италии, и чего им стоит ждать от нового правительств на самом деле?
Ожидаемый результат выборов
Ведущая роль в победившей на выборах коалиции принадлежит партии "Братья Италии", и теперь самый вероятный кандидат на пост главы кабмина – ее лидер Джорджа Мелони. Она может стать первой в истории страны женщиной премьер-министром.
В Европе ее сравнивают с такими политическими фигурами, как Марин Ле Пен (лидер французской партии "Национальный фронт") и премьер-министром Венгрии Виктором Обраном. Оба этих политика известны тем, что выражают недовольство антироссийскими санкциями, которые вредят самому ЕС, из-за чего негласно считаются "агентами Кремля".
Причем в Европе никого не смущает, что Мелони в симпатиях к Москве замечена не была. Напротив, она неоднократно подчеркивала, что продолжит поставки вооружений Украине. Но, очевидно, в Брюсселе полагают, что любое политическое движение, которое хотя бы теоретически может быть недовольно действующей политикой и риторикой – уже враг и "ставленник Путина".
Кстати, проигрывающие левые в Италии все же попытались разыграть карту "российского вмешательства", заявив, что голосуя за правых, избиратели поддерживают РФ. Но, очевидно, жителей страны это не напугало, в отличие от еврочиновников, для которых любая победа правых – это угроза текущему порядку.
Так что же поменяется в Италии после прихода к власти правоцентристской коалиции? Для того, чтобы это понять, нужно для начала разобраться, какие цели ставят перед собой партии "Братья Италии", "Лига" и "Вперед, Италия".
Во-первых, они выступают за большую самостоятельность членов ЕС в принятии коллективных решений. Во-вторых, Сальвини (лидер партии "Лига") неоднократно заявлял о неэффективности антироссийских санкций. Кстати, Берлускони (лидер партии "Вперед, Италия") и вовсе считается на Западе "давним другом Кремля".
В отличие от еврочиновников, население Италии недовольство такими целями не проявляло. Результаты выборов говорят о том, что немалая часть жителей этой страны считают такую политику более продуманной, чем слепое подчинение Брюсселю и его идеалам. Общество во многих странах ЕС все больше склоняется в сторону правых партий, причем с каждыми проведенными выборами они набирают все больше голосов.
Политолог, руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов Олег Иванов отметил, что в этой тенденции нет ничего удивительного. Правые партии в Европе имеют националистический окрас и исповедуют умеренный просвещенный национализм. Мы видим, как ЕС пытается лишить страны-члены союза части их суверенитета, что не нравится многим гражданам этих государств. Далеко не все в Европе готовы считать Евросоюз общим домом.
"Эти настроения играют на руку правым партиям, которые не скрывают, что их в первую очередь интересует их собственная страна и народ, а ЕС – уже более второстепенно. Причем Евросоюз сам подталкивает к тому, чтобы такие настроения усиливались, оказывая финансовое и идеологическое давление на национальные правительства стран-членов. Но на любое действие есть противодействие. И усиление влияние правых политиков – это как раз то самое противодействие", – сказал Иванов в беседе с Baltnews.
"Ничего неожиданного в результатах выборов в Италии нет. Я уверен, что и в других странах позиции правых будут усиливаться. ЕС находится в жестком кризисе, причем он связан не столько с СВО, сколько с внутренними противоречиями. Этот кризис начался еще во времена Brexit и усилился из-за того, что воздействие еврочиновников на национальные элиты вызывает отторжение как у этих элит, так и у общества", – добавил он.
Шантаж ЕК на Италии не сработает
После Brexit Брюссель начал вести более жесткую политику, стараясь держать в узде страны-члены ЕС. Это вылилось в недовольство многих национальных правительств, которое в условиях энергетического и экономического кризиса позволило правым набрать политические очки.
Пока сложно сказать, насколько радикально повиляет на курс итальянского правительства приход правых сил. Конечно, победившая коалиция выступает за более самостоятельную политику, но общая риторика, скорее всего, не изменится. Не стоит считать этих политиков пророссийскими только из-за того, что их так называют либеральные еврочиновники. Эта характеристика давно стала ругательной для любых политических оппонентов, но на деле не несет в себе никакой информационной ценности.
Вице-президент Российской ассоциации политических консультантов (РАПК) Андрей Максимов в беседе с Baltnews отметил, что победившие на выборах партии "правые" только с европейской точки зрения.
"Эти партии являются сторонниками ограничения миграции, независимости от политики ЕС. Но по отношению к России они мало чем отличается от остальных. Их лидер Джорджа Мелони не поддерживает СВО, о чем прямо заявляет. Конечно, в вопросе приема или отказа от антироссийских санкций они будут подходить более прагматично и станут учитывать собственные интересы. Но сторонником России Италия точно не станет", – сказал Максимов.
"Угрозы создания проблем с финансированием, которые озвучила Урсула фон дер Ляйен, – это обычный шантаж со стороны Еврокомиссии. Европейская бюрократия привыкла использовать такой метод давления на восточноевропейские страны, которые очень зависят от помощи Брюсселя. Вот только Италия – старое государство Европы и не является такой уж нуждающейся. Шантажировать эту страну не получится. Все же Италия является третьей экономикой Евросоюза", – добавил он.
Вряд ли жители Италии отдали свои голоса правоцентристской коалиции из-за посягательства Брюсселя на часть суверенитета страны. Их сегодня больше волнует собственный кошелек, который стремительно пустеет.
Как сообщает издание La Repubblica, 58% домохозяйств сократили потребление продуктов питания из-за высоких цен. Соцопрос показал, что 27% респондентов сократили потребление колбасных изделий, 26% – рыбы, 21% – мяса. Еще 19% итальянцев стали реже есть сыры и замороженные продукты, а 14% рассказали о сокращении в своем рационе овощей и фруктов.
Выборы проходили на фоне высокой инфляции, роста безработицы, недовольством экономического курса властей и миграционной политикой Евросоюза. Не добавляют оптимизма жителям и тарифы на электроэнергию, которые оказались одними из самых высоких в Европе. По данным Национального объединения потребителей Италии Assoutenti каждая итальянская семья сегодня платит на $1 231 больше, чем в 2020 году, то есть счета за электричество и газ (за первые 9 месяцев 2022-го) выросли почти на 92,7% за двухлетний период 2021-2022 годов.
Поэтому нет ничего удивительного, что победу одержали правые политики, которые, к тому же, являются евроскептиками.
Вот только вряд ли надежды жителей Италии на скорые и благоприятные изменения осуществятся. Ждать резких перемен политики все же не стоит. Антироссийские санкции не отменят в один миг, пусть они и наносят ущерб экономике Италии. Даже военную помощь Украине власти продолжат оказывать, невзирая на митинги против поставок вооружений Киеву, на которые выходят жители страны.
Но при этом новое правительство Италии, скорее всего, будет более прагматично подходить к вопросам экономической и энергетической безопасности, уже не так слепо следуя идеологии, навязанной Брюсселем.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.