Международные корпорации, продвигающие свою генетически модифицированную сельскохозяйственную продукцию, используют трагические события на Украине, чтобы заставить Евросоюз отказаться от политики запрета на ГМО продукты.
Действующее законодательство альянса запрещает их использование в пищу и ограничивает применение в качестве компонентов кормов для животных. Такие крупные компании, как Syngenta и Bayer, при поддержке США продавливают в Брюсселе решения, отменяющие ограничения на их товары, утверждая, что они помогут укрепить продовольственную безопасность европейцев.
Настороженное отношение населения западноевропейских стран Евросоюза к генетически модифицированным растениям уже довольно давно раздражает Соединенные Штаты, где "исправленные" и "улучшенные" сельскохозяйственные культуры, созданные аграрными биотехнологическими корпорациями, используются повсеместно и, как считают сами американцы, весьма успешно. Но европейские рынки для них практически закрыты, и прорвать эту стену недоверия производителям пока не удается.
Брюссель разрешает ввоз и культивирование всего нескольких модифицированных культур, используемых как компоненты кормов, но требует неукоснительно соблюдать достаточно жесткие условия авторизации, маркировки, проверки и отслеживания такого рода товаров.
Более того, Суд альянса в 2018 году вынес решение, приравнявшее к ГМО продуктам те культуры, что были получены посредством новой технологии CRISPR-Cas (редактирование геномов высших организмов, базирующееся на иммунной системе бактерий), то есть методики улучшения отдельных качеств растения без использования "чужих ДНК".
Возможно, разразившийся продовольственный кризис, или, точнее говоря, угроза такого кризиса, вызванного сбоем в глобальных поставках, удорожанием продуктов питания и известными событиями на Украине, поможет ГМО компаниям прорвать европейскую "блокаду". Силы и средства на это брошены немалые.
На депутатов Европарламента оказывают давление лоббистские группы, состоящие из весьма авторитетных ученых и представителей биотехнологических исследовательских организаций, как сообщают европейские издания, материально заинтересованных в снятии запретов на генетическое модифицирование. Практически все эти ученые и разработчики трудятся на те самые корпорации, что контролируют глобальный рынок модифицированных аграрных культур.
Напор сторонников "дерегулирования" новых геномных методов в Евросоюзе поддерживает правительство Чехии, председательствующей сейчас в Совете альянса. Речь идет о попытке пробить согласие не на все ГМО продукты, а на использование методов редактирования генома тем самым "безвредным" способом CRISPR-Cas. И у этой атаки на запрещающее законодательство Евросоюза есть хорошие шансы на успех.
Евросоюз вроде бы склонен уступить и изменить законы
Брюссель, действительно, крайне встревожен ситуацией на рынках зерновых, прекращением поставок из России и сокращением ввоза из Украины. Хотя европейцам вполне хватает собственных урожаев, обеспечивших их достаточным количеством зерна даже в этом, крайне неблагоприятном из-за засухи году. Но странам альянса пришлось сократить экспорт, а кроме того, прогнозы климатологов на будущее в целом неблагоприятны.
В Евросоюзе много сейчас говорят о "продуктовой безопасности" и о мерах, которые необходимо принять, чтобы обезопасить себя от возможной нехватки аграрной продукции. Производящие ГМО культуры компании как раз на этом и играют, обещая помочь в решении проблем, а также напирают на "благоприятные для климата" и "научные" нарративы.
Генетика и в самом деле стремительно развивается, а убедительных доказательств тому, что потребление в пищу подвергнутых генной корректировке растений может представлять для людей опасность, как не было, так и нет. Есть лишь опасения, отчасти основанные на религии.
В прошлом году Еврокомиссия по запросу ряда государств альянса опубликовала исследование, в котором утверждалось, что действующее правило регулирования не "соответствует назначению" и нуждается в поправках, чтобы способствовать развитию "устойчивых продовольственных систем". Иными словами, Брюссель склоняется к необходимости сделать поблажки производителям ГМО продуктов, несмотря на ожидаемое сопротивление, в частности, Франции, где особенно настороженно относятся к генной инженерии.
Законодательная инициатива относительно "растений, полученных с помощью определенных новых геномных методов", как сообщается, должна быть представлена Брюсселем весной 2023 года. Как все это будет выглядеть и чем закончится, пока неясно.
Но, очевидно, что за спинами проталкивающих ГМО продукты лоббистов, ученых и групп поддержки инициативы стоит семеноводческая промышленность, крупные международные корпорации, инвестировавшие в генную инженерию растений огромные средства. В их числе называют таких аграрных гигантов, как швейцарская Syngenta и немецкая Bayer. Последний в 2018 году приобрел за 63 миллиарда долларов знаменитого (и скандального известного по многочисленным судебным искам) производителя модифицированных растений, инсектицидов и гербицидов Monsanto.
В этом же ряду стоят многоотраслевая американская корпорация DuPont, выпускающая для сельского хозяйства (и для армии) не только химикаты, но и модифицированные семена, а также американская же аграрная корпорация Cargill. Которая сама от работ над генной модификацией семян вроде бы отказалась, но активно использует их в своих хозяйствах. И все эти предприятия объединяет еще одно обстоятельство, делающее их важными партнерами для Брюсселя, партнерами, которых европейские лидеры в сложившихся геополитических обстоятельствах внимательно слушают.
Все производители ГМО культур обосновались на Украине
Все эти корпорации вложили многомиллионные средства в аграрные хозяйства на Украине, на которую приходится примерно треть всех пахотных земель Евросоюза. Местные законы формально запрещают продажу земли иностранцам, но никто не мешал производителям генетически модифицированных растений брать в аренду столько земли, сколько им хотелось.
По оценке Оклендского института, европейские и американские корпорации контролируют почти 2 миллиона гектаров плодородной украинской пашни, на которой они выращивают, в том числе и генетически модифицированные растения, а полученное зерно и подсолнечное масло вывозят за рубеж, включая, возможно, и страны Европы.
Что довольно странно, если вспомнить о действующих в Евросоюзе (в отличие от Украины) жестких мерах ограничения на культивирование, ввоз и использование ГМО продуктов. Но Syngenta https://news.agropages.com/News/NewsDetail---23724.htm, например, еще в 2017 году сообщала о первых урожаях "гибридов" подсолнечника и намерениях наращивать экспорт.
О крупных достижениях и растущих объемах продаж с гордостью сообщали и другие корпорации, получившие на Украине почти бесконтрольную возможность создать огромные аграрные хозяйства, выстроить вертикальные цепочки выращивания переработки и продажи генетически модифицированной сельхозпродукции. Возможно, она и правда хороша, и вовсе на самом деле не вредна для здоровья людей, но ситуация выглядит двусмысленной, если учесть отношение Евросоюза к ГМО продуктам.
Получается, что Брюссель как минимум не возражал против того, чтобы ГМО продукты, которые он сам считает сомнительными, экспортировались из Украины, "европейской житницы", в сам альянс и в третьи страны.
А еще можно сделать вывод о том, что специализирующиеся на производстве семян и выращивании модифицированных культур корпорации могут потерять все свои инвестиции на Украине при "неблагоприятном" для них развитии происходящих там военных действий.
А заодно потерять и весь рынок Евросоюза, поскольку так масштабно закрепиться на континенте они смогли только на Украине, имеющей благоприятный режим торговли со странами альянса. Так что их усилившийся напор на Брюссель вполне можно понять. Так же, как и опасения самого Брюсселя, который в дополнение к проблемам с украинским зерном ожидает еще и сложный диалог с США, родиной большинства ГМО корпораций, теряющих в Европе свои деньги и позиции.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.