Великобритания снова сменила премьер-министра после всего 44 дней правления Лиз Трасс. На этот раз главой правительства стал экс-глава Минфина Риши Сунак, который уступил в прошлой предвыборной гонке, как многие считают, из-за своего происхождения. Но, если судить по его действиям в первые дни на посту, причина была не только в индийских корнях.
Риши Сунак открыто заявил в парламенте, что восстановит запрет на добычу сланцевого газа. Таким образом, он отменит сентябрьское решение Лиз Трасс о снятии моратория и еще больше подтолкнет страну к энергетическому кризису катастрофических масштабов.
Других перемен в стране с его приходом не намечается – только возвращение к радикальному следованию целям "зеленой повестки", что сделает нынешнюю ситуацию еще хуже. Выходит, премьер у Британии новый, а курс на саморазрушение остался старый и даже несколько "улучшился".
Игрока сменили, толку – ноль
Нельзя сказать, что Риши Сунак выиграл предвыборную гонку с большим трудом. По сути, это и гонкой нельзя было назвать. Ранее Борис Джонсон, несмотря на ожидания, не стал выдвигать свою кандидатуру на пост лидера консерваторов. Затем спикер палаты общин Пенни Мордонт отказалась от дальнейшей борьбы. Сунак остался единственным претендентом на пост и ожидаемо стал премьер-министром. Третьим в Великобритании за последние два месяца, но зато первым в истории страны премьером индийского происхождения. Однако если граждане надеялись, что Сунак будет не так оторван от реалий, они сильно ошиблись.
Согласно информации Forbes, состояние нового премьера и его жены – дочери индийского миллиардера – оценивается в 810 млн долл. Это больше, чем личное состояние короля Карла III – 500 млн долл. И свою оторванность от населения Сунак уже успел продемонстрировать. Еще в марте 2022 года он устроил пиар-кампанию, чтобы показать свои успехи на посту главы Минфина, но вызвал только шквал негатива.
Риши Сунак провел фотосессию на заправке, но при этом автомобиль Kia Rio из рекламы принадлежал сотруднику супермаркета, а сам он даже не справился с бесконтактной оплатой. Издание New York Post припомнило тот случай и вынесло неутешительный вердикт – новый премьер не способен спасти страну из-за своего отрыва от жизни простых британцев.
При этом стоит признать, что у Сунака есть и преимущества. Во-первых, он пользуется поддержкой большинства фракции консерваторов. Во-вторых, даже намек на его познания в экономике уже немного успокоил финансовые рынки. Британии действительно нужен человек, который не будет красиво рассказывать о борьбе с Россией, а начнет спокойно работать. Жаль, что Сунак этим человеком не является.
Еще во время предвыборной гонки в августе, в которой он уступил Лиз Трасс, Риши Сунак обещал усилить антироссийские санкции. Сегодня он своего мнения явно не изменил и собирается продолжать политику, которую вели предыдущие премьеры.
Следующий тревожный звоночек для Британии – тесные связи Сунака с США. Еще в 2021 году, когда он возглавлял казначейство, разгорелся маленький скандал – у него была грин-карта, что указывало на конфликт интересов. Владельцы грин-карты хоть и не всегда являются резидентами Соединенных Штатов, но обязаны платить налоги США со своего дохода по всему миру и обещать, что Америка – их дом навсегда. Очень патриотично. Для какой-нибудь Украины это нормальная практика. А вот в Британии подобное является нонсенсом, несмотря на тесные связи Лондона и Вашингтона.
Впрочем, достаточным основанием для дискредитации это не является, ведь связи Сунака обнаружили с США, а не с Россией. Но это все равно указывает, что о независимой политике британцам мечтать не стоит, полагает руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов Олег Иванов.
"Риши Сунака поставили не столько из-за того, что вдруг резко поняли, насколько он лучше, а просто потому что личный рейтинг Лиз Трасс (на момент ее отставки – около 15%) стал настолько плох, что уже потянул за собой вниз рейтинг всей Консервативной партии Британии. Члены партии попросту "сбросили балласт" – решили свою локальную политическую проблему", – поделился мнением политолог.
Эксперт также подчеркнул, что за полтора месяца Лиз Трасс показала полную безграмотность в сфере госуправления. А учитывая нарастающие проблемы в экономике, все актуальнее становился вопрос поиска виновного.
"Риши Сунак – это более профессиональная политическая фигура и, кстати, не менее воинственная по отношению к России. При нем вполне возможно очередное усиление санкций против Москвы, и уж точно маловероятен сценарий кардинального изменения внешнеполитического вектора Лондона. Другой вопрос, что у политических элит сейчас на первом месте стоят свои локальные интересы (остаться у власти), а уже потом они думают об экономике, энергокризисе и отношениях с другими странами. Рейтинг и сиюминутное одобрение важнее, чем долгоиграющая стратегия (которая не подразумевает бездумные санкции или очередную атаку на собственный нефтегазовый сектор)", – объяснил Baltnews Олег Иванов.
Первые ошибки – и сразу роковые
Карьера Риши Сунака и занимаемая им должность главы Минфина позволили надеяться на взвешенную экономическую политику. Особенно после провала Лиз Трасс, которая своими действиями снизила спрос на долговые бумаги и опустила курс фунта до исторического минимума в 1,054 долл. за 1 фунт. Но уже в первые дни новый премьер успел показать, что взвешенной политики от него можно не ждать.
Новый премьер-министр заявил в парламенте, что восстановит запрет на добычу сланцевого газа. Напомним, еще в августе агентство Bloomberg сообщало, что Британия может столкнуться с отключением электричества зимой из-за дефицита газа в Европе. Физическая нехватка "голубого топлива" ставит под угрозу работу электростанций. Нестабильная ситуация завышает тарифы еще сильнее, из-за чего растет процент нищеты. 20 августа мэр Лондона Садик Хан предупредил, что миллионы британцев не смогут оплатить отопление и даже будут не в состоянии купить продукты зимой.
Дефицит газа в Великобритании – следствие попыток отказаться от российских углеводородов. Лондон увеличил импорт норвежских энергоносителей, но в 2022-м Осло не смог нарастить его в нужном для Лондона объеме. После этого, 22 сентября, Великобритания во главе с Лиз Трасс принимает вполне логичное решение снять мораторий на гидроразрыв пласта (ГРП, фрекинг) для добычи сланцевого газа. Этот запрет был введен в 2019 году под давлением "зеленой повестки". Правительство Британии здраво рассудило, что в то время, когда страна находится в состоянии энергетического кризиса, не до заботы об экологии. Также Лиз Трасс выражала поддержку новому раунду по выдаче лицензий на добычу нефти и газа в Северном море.
Риши Сунак решил это исправить. Всего через месяц после отмены моратория новый премьер заявил, что перечеркнет все достижения. И его, похоже, не особо волнует, что это уничтожит надежду Британии на энергетическую безопасность. Зато компании, занимающиеся возобновляемыми источниками энергии, снова начнут получать дополнительные инвестиции. Потому что выбора, куда вкладывать деньги, просто не останется.
Нефтегазовый сектор ждут проблемы
В комментарии для Baltnews замдиректора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев рассказал, что такие "качели", безусловно, отпугивают инвесторов в нефтегазовой отрасли Британии. Это создает проблемы и для самих компаний в секторе, поскольку они не понимают, стоит ли тратить время и силы на подобный тип добычи или нет.
"Долгосрочные перспективы для добычи газа методом гидроразрыва в Великобритании остаются крайне неопределенными. В целом после Брексита Лондон взял курс на повышение энергетической самодостаточности. Когда страна входила в ЕС, это по большей части происходило за счет ВИЭ (особенно "ветряков"). После выхода из Евросоюза Лондон стал больше фокусироваться на нефти и газе. Яркое тому доказательство – увеличение объемов добычи газа в этом году (за I половину 2022-го – рост на 26%). Другой вопрос, что к добыче именно сланцевого газа в британском обществе крайне негативное отношение из-за экологических аспектов. Правящая партия в Британии вынуждена с этим считаться (даже если внутри партии есть сторонники развития отрасли).
Если говорить о месторождениях со сланцевой добычей, где лицензии уже есть, то, не считая затрат времени на технико-экономическое обоснование проекта, начать извлечение углеводородов можно уже где-то через год. Впрочем, это с целым рядом оговорок, поскольку каждый проект по-своему уникален и у всех сроки реализации разные.
Я считаю, что в ближайшие два года ситуация на рынке газа в регионе будет таковой, что добыча методом гидроразрыва в Британии будет экономически целесообразной. Насколько именно – это уже вопрос к компаниям, а не к правительству. Задача последнего – создавать условия (или препятствия), т. е. регулировать процесс. Другое дело, что в эти ближайшие два года, когда добыча сланцевого газа будет актуальной, компании в стране будут ее попросту бояться из-за "черной метки" от Лондона", – резюмировал эксперт.
Риши Сунак находится на посту премьер-министра Великобритании всего несколько дней. Однако существенных изменений к лучшему пока не предвидится. Он уже успел вызвать проблемы своим намерением вновь ввести ограничение сланцевой добычи, а также нарвался на критику из-за кадровых перестановок. Вернув Суэллу Браверман на пост министра внутренних дел Британии, которую ранее обвинили в нарушении министерского кодекса, Сунак нарвался на негативную реакцию лейбористов. Пока это все достижения нового премьера на посту.
Выходит, новый глава правительства Великобритании есть, а полезных для государства перемен – нет. Все та же русофобия, которая вредит экономике. Добавилась еще и "зеленая повестка", мешающая нормальному развитию нефтегаза, что в итоге только усугубит энергокризис.
Впрочем, ждать чего-то позитивного изначально не стоило. Когда главы правительства начинают меняться как перчатки, это говорит о глубоком внутриполитическом кризисе и очень напоминает смуту. Для полноты картины Британии не хватает только своего "Лжедмитрия".
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.