В начале апреля Трамп решил поднять импортные тарифы США до уровня пошлин, налагаемых на американские товары в мире. "Великий день", как окрестил президент Штатов эту знаменательную дату, привел к возобновлению торговой войны с Китаем.
Если в отношении остальных стран США взяли паузу на 90 дней взяли паузу, то главный соперник Штатов остался в немилости. Действуя по зеркальному принципу, тарифы Пекина на все товары США выросли до 125%, в то время как американские пошлины на китайский импорт достигли уже 145%.
Пекин хотят поставить на место
Западные СМИ бьют тревогу: мировые сверхдержавы как никогда близки к экономическому краху, поскольку Трамп и китайский лидер Си Цзиньпин отказываются уступать друг другу победу. Более того, они уверены, что отношения между державами уже не вернуть в прежнее русло, а мировую экономику ждет хаос.
На вопрос, действительно ли соперничество Вашингтона и Пекина несет такие губительные последствия для обеих стран и для мира в целом, Baltnews ответил американист Владимир Можегов.
– Кто больше пострадает от торговой войны США и Китая?
– Для Трампа Китай – это вызов, это серьезный конкурент для Америки. Но надо понимать фундаментальные вещи: ему вовсе не нужно уничтожение соперника. Он не стремится к тому, чтобы на месте Китая образовался какой-то хаос. Его идеология совсем иная: Трамп видит мир как систему империи, больших центров сил. Единственное, что он хочет от Китая, – забрать оттуда высокие технологии. Он хочет опустить Пекин на тот уровень, каким он был 20 лет назад, когда это была мировая фабрика игрушек. Но не более того.
Но, опять же, надо понимать тактику Трампа: он наезжает всем корпусом на своего контрагента, выводит его из себя, заставляет его совершать какие-то не вполне обдуманные поступки. А потом уже начинает с ним разговаривать. Как пример, санкции, которые он наложил на все страны. Он неделю помурыжил всех, а потом на 90 дней отложил введение тарифов. Все понимают, что Трамп от своего не отступит и не упустит. То же самое будет и с Китаем.
– Что последует за этой "гонкой тарифов" между США и Китаем?
– 125-150% нужны, чтобы подготовить клиента к встрече. Сейчас начнутся контакты с Китаем и все войдет в рамки переговоров. Уже сейчас мы видим, что на высокие технологичные продукты санкции не распространяются, на "Теслу", на айфоны и так далее. Мы уже видим эти подвижки. Поэтому в течение месяца все устаканится. Никакой страшной войны, о которой трубят либеральные СМИ, не будет.
Действительно, китайские официальные лица давно дают понять, что дверь Пекина открыта для примирения с администрацией Трампа. Однако возникает вопрос: не перегнет ли Трамп палку, пытаясь "указать Китаю его место"? И что еще важнее: добьются ли США успеха, стараясь вернуть все на привычные в их понимании места?
Pax Americana уступает новому миропорядку
В научных и не только кругах уже давно утвердилось мнение, что неоколониальное мировое устройство вскоре сменит система экономических и политических отношений, основанная на принципе многополярности, то есть равноправного сотрудничества между странами.
Возможно, торговая война США и Китая – это не просто битва за место под солнцем, а противостояние двух идеологий.
У кого больше шансов победить, и что из себя представляет эта самая "смена миропорядка", Baltnews рассказал президент Российско-Китайского аналитического центра Сергей Санакоев.
– Как известно, Китай и США решили посоревноваться, кто же назначит больше пошлин противнику. Остановятся ли они, какова их конечная цель, как это повлияет на них и на мировую экономику в целом?
– Сейчас разрыв между американской и китайской экономиками настолько невелик, что не все эксперты приходят к однозначному выводу, кто же у нас сегодня экономика номер один. Китай начал буквально зеркально отвечать на пошлины США. Американцы первые назвали цифру 125, после чего последовал ответ китайцев.
Сейчас Пекин перестал отвечать, так как стало понятно, что разговаривать надо гораздо о более серьезных вещах. Но ведь китайцы-то как раз не против, они с самого начала предлагали сесть за стол переговоров и сделать сотрудничество взаимовыгодным.
Однако американцам мало объявления тарифов, они обещают сделать еще хуже, если Китай перестанет отвечать. С китайцами так разговаривать нельзя. Они готовы делать конкретные шаги навстречу партнеру, но не в случае хамоватого объявления условий.
Эта ситуация, конечно, нагнетает мировые рынки, и это сказывается на биржах, на тех экономических показателях, которые характеризуют сегодняшнюю мировую экономику. Но для самих китайцев это не играет серьезной роли.
Дело в том, что фондовые рынки в Китае не играют ведущую роль для капитализации китайской экономики. Этим занимаются те политические банки, которые под руководством Китая осуществляют денежно-эмиссионную политику.
Финансовая модель у них взята от Советского Союза, она не зависит от Федеральной резервной системы и не привязана к доллару США. И это гнетет западный капитализм, потому что так же, как и в 90-е годы им было важно разрушить Советский Союз только для того, чтобы превратить одну шестую часть земли в территорию свободного хождения доллара, так и сегодня они мечтают о том, чтобы социалистической системы развития экономики, как в Китае, не существовало.
Им нужен послушный Китай, который бы выстраивался вместе со всеми, как выразился Трамп, "поцеловать его задницу". Но этого больше не будет.
Американцы явно слабеют на мировой арене, поэтому решили из последних сил поставить всех на место. Все эти пошлины нужны, чтобы вызвать всех на ковер индивидуально и с каждым в отдельности проработать все необходимые условия дальнейшего сотрудничества.
Как озвучивают американцы, около 70 стран уже в какую-то очередь выстроились. Но такие страны, как Китай и Российская Федерация, никогда не позволят, чтобы, с ними разговаривали как с чем-то второсортным на этой арене.
Почему американцы с таким маниакальным упорством протаскивают эти тарифные войны, да еще и называют это историческим? Не миллиарды им нужны, хотя опять-таки состояние фондовых рынков они теряют и неясно, как возместят. Они хотят сказать, что они все еще главные и могут диктовать условия.
Но, на мой взгляд, у них ничего не получится. Многие страны видят в России и Китае пример того, как должны развиваться в современном мире отношения нормальных держав. Это не дружба против кого-то, а взаимовыгодное сотрудничество. То, что и у них в английском языке называется очень хорошим словом "win-win cooperation".
Я уверен, что в итоге многополярный мир в лице таких объединений, как БРИКС, ШОС, взаимодействия с Глобальным Югом и в целом глобального большинства, одержит победу. Это большинство выражается в численности населения, размере экономики и так далее.
Президент России не зря сказал, что "Большую семерку" не очень-то и видно на карте мира. То есть это уже явно не тот миропорядок по сценарию Запада, который можно назвать Pax Americana. Страны, которые нацелены на антиколониальное развитие своих экономик, сумеют выстроить новый мировой экономический порядок.
Более того, системный кризис капитализма настолько очевиден, что даже если ничего не предпринимать против него, он сам себя разрушит. Если сходить из научного подхода, то дело не в Трампе и в его действиях, а именно в том системном кризисе, который не мог не привести к власти такого человека. И этот упадок они демонстрируют в то время, как КНР, наоборот, показывает преимущество социалистической системы развития.
– Говоря о Западе, сейчас многие считают, что Китай может сблизиться с Европой на фоне повышения пошлин в США. Действительно ли это так?
– Прощупывание почвы явно происходит. Я лично вижу в этом позитивные перспективы того, что Европа в дальнейшем присоединится к той политике, которую сегодня большинство стран, прежде всего, на площадке БРИКС, формулирует как многополярный мир. Время, когда конкретные монополии диктуют свои условия, уже прошло. Это касается и доллара США как единственной существующей международной финансовой системы.
На смену могут прийти альтернативные системы, как это выстроено внутри КНР. В Китае, даже если речь идет о нефтегазовом секторе и даже о государственных компаниях, то как минимум несколько, как CNPC, Sinopec, CNOOC, конкурируют между собой на одном и том же маркетинговом рынке. Соответственно, добиваются лучших результатов.
– То есть будущий миропорядок может формироваться по примеру китайского внутреннего устройства?
– Именно Китай сегодня демонстрирует путь, предоставляющий больше возможностей для развития. В том числе народную модель развития экономики. Я поделюсь информацией, которая мало где звучит: Китай досрочно, за десять лет до назначенного ООН срока по ускоренному развитию мира и борьбе с бедностью, ликвидировал нищету. Эта программа подразумевается до 2030 года, а Китай уже в 2021 году вывел полтора миллиарда людей из бедности.
И еще более интересная цифра, около 500 миллионов человек, то есть одна треть – это люди среднего класса. Они больше обеспечены способностью покупать недвижимость, чем весь коллективный Запад. Вот как может развиваться страна, если она идет путем интересов не отдельно взятых олигархов, а населения.
Они сами производят 70-80% валового продукта, который по покупательной способности уже №1 в мире, и они же являются потребителями. Это эндемическая система, она сама себя воспроизводит. Поэтому те страны, которые говорят, что Китай вот-вот рухнет, ничего в этом не понимают. А ведь надо просто при помощи научного подхода понять, что это и есть самая правильная модель для человечества, на которую будут равняться остальные страны, которым тоже надоели колониальные и неоколониальные схватки.
Видимо, не зря основой культуры Китая является мир, согласие и гармония. Пекин всегда выступает против гегемонии, власти меньшинства и способствует развитию равенства в мировой политике.
Ни для кого не в новинку и теории об изменении миропорядка в пользу многополярности, идею которой поддерживают Россия и Китай. Все больше и больше в научной среде звучат слова о потере Штатами статуса мирового лидера.
Поэтому, даже если "мягкий диалог" между Вашингтоном и Пекином, о котором заявляют в министерстве торговли США, даст свои плоды и приведет к налаживанию отношений между странами, как раньше уже не будет. За время торговой войны Китай уже успел показать, что, несмотря на готовность к поиску компромиссов, не собирается уступать и способен противостоять любым ударам со стороны США. В свою очередь, Штаты тратят последние силы в попытке показать, что все еще являются хозяином положения.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.