Количество европейцев, не способных полностью оплачивать счета энергетических компаний, продолжает расти – будущей зимой экономить на отоплении вынуждены будут около 42 миллионов человек.
По данным Европейского экономического и социального комитета, который недавно подводил итоги года, растущие цены энергоносителей стремительно увеличивают масштабы так называемой "энергетической бедности" в странах Евросоюза, а "зеленые" программы Брюсселя пока не улучшают – наоборот, ухудшают ситуацию.
Энергетическая бедность в Европе растет на фоне по-прежнему высоких цен на энергоносители, заявил Европейский экономический и социальный комитет (EESC) на своей июльской конференции на тему энергетики. Меры, принятые во время кризиса, не смогли решить проблему, которую усугубил украинский кризис и взаимные санкции, введенные Брюсселем и Москвой против друг друга.
В прошлом году около 42 миллионов человек по всей Европе (более 9% населения) не могли оплачивать отопление своих жилищ. Годом ранее "энергетически бедных" было примерно на 10 миллионов человек меньше. По данным статистического агентства Евросоюза Eurostat на июнь уже этого года, за последние несколько месяцев беспрецедентный рост цен на энергоносители усложнили жизнь еще большему количеству людей, отмечает EESC
"Эти цифры ужасны, и такая ситуация больше неприемлема, – заявила один из лидеров EESC Байба Милтовича. – Очевидно, что принятые до сих пор меры не сработали. Нам нужна новая сделка, новое соглашение, подкрепленное сильной политической волей, при котором все уровни управления будут двигаться в одном направлении".
Евросоюз должен выработать четкую стратегию, в которой все политические уровни – местный, национальный и европейский – объединяются и поддерживают друг друга. Такое вот требование озвучил обычно тихий и неконфликтный EESC, вдруг подвергнувший неожиданной критике ни много ни мало саму основу нынешней экономической политики Брюсселя, то есть поставлена под сомнение не просто эффективность "зеленых" программ Евросоюза, но их своевременность и способность помочь снизить цены на энергоносители (хотя и с реверансом в адрес возобновляемых источников энергии, конечно).
Комитет потребовал масштабных инвестиций и гарантий обеспечения права граждан на устойчивое и надежное снабжение энергией. Заявка сильная, если учесть, что в перечне прав граждан Альянса, да и в перечнях прав населений отдельных его стран право на доступное и бесперебойное снабжение электроэнергией и теплом не числятся.
Официальное введение положения о праве граждан на снабжение энергией означало бы, в частности, что коммунальным предприятиям будет запрещено отключать домохозяйства за неуплату от снабжения электричество и теплом.
Энергетическая бедность как результат ошибок Брюсселя
Европейский экономический и социальный комитет – всего лишь консультативный орган Евросоюза, состоящий из представителей разных экономических и социальных групп населения и комплектующийся из назначенцев национальных правительств, что говорит само за себя. Реальной силы не имеет еще и потому, что влияние на него, скажем, представителей сильных западноевропейских профсоюзов или общественных организаций нейтрализуется ставленниками предпринимательских объединений и наоборот.
Во властной структуре альянса этот комитет почти незаметен, против воли Брюсселя пойти он никак не может, а потому его тихий демарш показателен – положение почти критическое и терпение разных слоев населения на пределе, которое может вдруг закончиться, если уже скорое, к сожалению, наступление холодов совпадет с кризисом нехватки доступных по цене энергоносителей.
Комитет оперирует не самыми свежими данными, приводя, в основном, сведения за прошлый год. Официально считается, что пик кризиса сверхвысоких цен на энергоносители уже миновал, жители альянса уже не так нервничают из-за счетов за электричество и тепло, а опросы показывают снижение среднего уровня обеспокоенности перспективой столкнуться с новым кризисом.
Но за жарким летом и теплой осенью, как известно, может последовать неожиданно холодная зима. Причем намного более холодная, чем прошлая, температурные особенности которой оказались крайне благоприятными для Евросоюза, ожидавшего истощения запасов природного газа и проблем с энергообеспечением, перебоев с подачей электричества и отключений пользователей. Прошлогоднее везение вряд ли повторится, а многочисленные и очень дорогие энергетические программы Брюсселя, если и сработают так, как о них говорят с высоких европейских трибун, то совершенно точно не в ближайшие годы.
А потому более информированные, чем рядовое население, о состоянии дел с энергоносителями европейские чиновники и политики нервничают и в преддверии ожидаемых проблем начинают обвинять друг друга. Если кризис энергообеспечения разразится, он вызовет массовые проявления недовольства и будет стоить Брюсселю не просто утери авторитета и доверия – он может привести к масштабной перестановке сил в политической элите Евросоюза.
Энергетическая бедность – это структурная, системная проблема, требующая политических решений, как было заявлено на конференции EESC, что ничем иным, кроме как обвинением брюссельских лидеров в просчетах, не назовешь. "Политические решения", вызвавшие "системные проблемы", сочтены неверными или, как минимум, недостаточными, чтобы остановить распространение энергетической бедности. Которая особенно характерна, естественно, для менее состоятельных восточноевропейских государств, включая и страны Балтии.
За прошедшее время с начала украинского кризиса и введения Евросоюзом санкций против России, лишивших европейские страны львиной доли прежних поставок российского природного газа и нефти, альянс смог немного стабилизировать ситуацию со снабжением энергоносителями.
Но около 40% домохозяйств по-прежнему обеспечиваются энергией за счет газа, который Евросоюз теперь получает, в основном, в сжиженном виде танкерами из США, Катара и ряда других государств мира, полностью завися теперь от конъюнктуры на мировых рынках. А конъюнктура – вещь хотя для предпринимательства и полезная, но стабильности энергообеспечения нищающего населения не способствующая.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.