Пиррова победа: неоднозначный референдум в Молдавии и второй тур выборов

Выборы президента и референдум о евроинтеграции в Молдавии
© Sputnik / Кирилл Каллиников

Любовь Безродная

В Молдавии прошли выборы одновременно с референдумом. Никто не сомневается в том, что в ходе подсчета голосов были использованы фальсификации. Но так как результат в итоге устроил прозападное правительство, проводить повторное голосование никто не будет.

Голосование, которое провели в Молдавии в минувшее воскресенье, оказалось богатым на сюрпризы для действующей главы страны Майи Санду. Здесь одномоментно проходили президентские выборы, а также референдум о евроинтеграции. И мало того, что Сандру не смогла набрать абсолютное большинство, из-за чего теперь вынуждена идти на второй тур, так еще и итоги референдума вышли очень сомнительными.

Вплоть до подсчета последних процентов голосов лидировал ответ "против евроинтеграции". После обработки 80% голосов оказалось, что против вступления республики в ЕС выступают 55,08% избирателей, а за – всего 44,92%. Удивительно, но при подсчете 97,7% протоколов эти цифры изменились до 50,1% и 49,9% соответственно. А после и вовсе начали перевешивать в другую сторону.

Как минимум такая победа прозападных политиков выглядит сомнительно. А на деле напоминает ловкость рук, которая, как известно, исключает мошенничество.

Это все подтасовка голосов! А нет, показалось

Действующий проевропейский президент Молдавии Майя Санду в ходе текущих выборов пережила несколько очень волнительных часов, которые успели оставить след на ее репутации. И дело не в том, что ее поддержали лишь 42.07%. Дело в том, что долгое время при подсчете голосов референдума о евроинтеграции, лидировал ответ "против".

Безжалостные цифры на сайте молдавского Центризбиркома показывали, что идея о вступлении Молдавии в ЕС терпит крушение. При подсчете более 80% голосов разрыв составлял почти 10%, причем не в пользу проевропейской Санду.

Разумеется, она не могла оставить такую несправедливость без ответа и произнесла пламенную речь об ужасающих фальсификациях, с которыми столкнулась "свободолюбивая страна".

"Преступные группировки, работающие совместно с иностранными силами, атаковали нашу страну десятками миллионов евро, ложью и пропагандой. У нас есть четкие доказательства того, что эти преступные группировки намеревались купить триста тысяч голосов", – заявила Санду.

В итоге обвинения в фальсификации сыграло с ней злую шутку. Достаточно долго перевес в голосах сохранялся примерно на одном уровне. Даже при подсчете 95% протоколов против евроинтеграции набралось 52% бюллетеней, а 47% – за.

Все внезапно начало меняться, когда оставались считанные проценты неподсчитанных голосов. Причем значительная их часть принадлежала избирательным участками, расположенным в странах Евросоюза.

Да, стоит признать, что референдум закончился победой Майи Санду и других сторонников сближения с Европой. Но победа явно Пиррова. Минимальный перевес, особенно после того, как ответ "против" лидировал долгое время, намекает на то, что молдавское общество не готово к такому шагу. А уж то, что перевес произошел только после того, как подключились граждане, проживающие в Европе, и вовсе обесценивает победу Санду. Впрочем, власти страны, скорее всего, воспользуются даже таким минимальным перевесом, чтобы оправдать свои действия по дальнейшей принудительной евроинтеграции.

Как рассказал в беседе с Baltnews президент Ассоциации прибалтийских исследований, профессор Санкт-Петербургского государственного университета Николай Межевич, победой происходящее нельзя назвать.

"Референдум, в отличие от выборов, не предполагает результатов 50% +1 голос. Это при голосовании за президента страны важна каждая десятая доля процента. А на референдуме, тем более таком судьбоносном, обязаны были показать иной результат. Всеобщее единодушие. Но его не было, и это однозначно провал для Санду", – отметил Межевич.

"Для меня также абсолютно очевиден факт фальсификации. На Западе трудовым мигрантам давали все возможности для того, чтобы проголосовать – разве что насильно на избирательные участки не тащили. А вот в Москве было открыто всего два участка. По сути, право голоса оказалось неравным для носителей молдавского паспорта, что живут, например, в Милане, и в Москве", – добавил он.

Эксперт считает, что в Европе сейчас тоже задумываются о том, что произошло, и как на это реагировать. Не исключено, что позиция Брюсселя не поменяется и процесс евроигнтеграции запустят. А вот сколько он будет длиться? Вопрос, на который нет ответа. На примере Турции видно, что сроки могут быть самыми разными.

Некогда объяснять: неси Конституцию – переписывать будем!

Если говорить о реальных результатах референдума, то очевидно, что Санду его провалила. Даже если учитывать тот небольшой перевес, который внезапно появился уже на финишной прямой, население дало понять, что единодушия в этом вопросе не предвидится.

О том, что результат проведенного референдума с перевесом меньше 1% – не является подтверждением проевропейского курса граждан Молдавии, заявляют даже западные СМИ. А вот Майа Санду думает иначе. Для нее такой перевес (в правдивости которого сомневается весь мир, в том числе Европа) стал официальным поводом для того, чтобы воплотить все свои фантазии о проевропейском курсе, причем по самому странному и опасному пути – украинскому.

Кстати, Санду не стала ждать, когда Брюссель скажет свое отношение к референдуму с таким неоднозначным результатам, или когда население поймет, как мало значат их голоса и организует протесты. Она уже заявила, что результаты голосования позволяют внести в Конституцию страны правки, в частности – положение о европейской интеграции.

Как отметил в беседе с Baltnews директор Центра политического анализа Павел Данилин, весь референдум изначально был задуман для того, чтобы продавить решение о внесении правок в Конституцию. И Санду уже заявила, что есть возможность внесения положения о евроинтеграции в основной документ страны.

"Главный вопрос заключается в другом. Фальсификации на этом голосовании были очевидны для всех наблюдателей. И легитимность референдума находится под большим вопросом. А ведь впереди еще второй тур президентских выборов и до них, очевидно, никто ничего делать не будет", – отметил Данилин.

"Я могу допустить, что Санду не сможет нарисовать себе победу. Помешать ей может угроза массовых протестов или внутреннего конфликта в Приднестровье. И в этом случае ее поражение будет автоматически означать ревизию недавнего референдума со стороны оппозиции, преследование фальсификаторов и отмены результатов", – добавил он.

Впрочем, возлагать слишком большие надежды на то, что Санду проиграет, не стоит. Да, ей нужно будет состязаться во втором туре выборов. Но в первом она набрала 41% голосов, а Александр Стояногло – 26%. Чтобы Санду проиграла, должно произойти что-то значимое.

Проблема в том, что если противники евроинтеграции начнут выходить на улицы и требовать учитывать их мнение, возможен повтор донбасского сценария. Ведь именно по такому же поводу весной 2014 года жители Луганска, Донецка и Харькова начали устраивать протесты. Вот только закончилось это для них не пересмотром законопроектов, а бомбардировками Луганска и Донецка, которые устраивало прозападное правительство.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме