Возвращение Дональда Трампа в Белый дом заставляет страны Старого Света готовиться на всю катушку помогать Украине – а, возможно, и защищать себя, не рассчитывая на помощь Америки. На днях в Париже 47-й президент США как бы между прочим сообщил просроченному киевскому жулику:
"Не стоит надеяться на прежние объемы военной помощи после инаугурации".
Последняя назначена на 20 января следующего года. А значит, европейцам точно предстоит пахать на благо Киева вместо заокеанских "союзников".
Не напрасно военный бюджет Эстонии приближается к 4% ВВП. От денежного дождя у местных вояк головы идут кругом. Генералы не только планируют завалить агонизирующие ВСУ оружием. Они собираются нанести упреждающий удар по России, атаковать приграничье, чтобы сорвать агрессивные планы "птенцов Белоусова". Андрей Рэмович, поди, и не догадывается о готовящемся коллективном самоубийстве шустрых эстонских парней.
К авантюре их подталкивают ошибочные оценки итогов вторжения киевских упырей в Курскую область Российской Федерации. Заместитель начальника штаба дивизии Сил обороны подполковник Маттиас Пуусепп подготовил аналитическую справку, в которой подчеркнул:
"ВСУ успешно удалось скрыть свои планы подготовки к операции, благодаря чему целиком был достигнут эффект неожиданности". В смысле – пойдем проторенной тропой.
Далее прозвучал недостойный даже эстонского НШ бред о "деоккупированных квадратных километрах". Может, по меркам Эстонии их казалось много, но смешно серьезно толковать о прямоугольнике размером 180 на 10 км. Тем более, что к сегодняшнему дню он ужался до спичечного коробка 25 на 10, и понятно, куда дело движется. Тем не менее, люди в Таллине пребывают в милитаристском угаре.
В двух словах об оружейном "монстрике"
Эстонская Frankenburg Technologies взяла на себя обязательство обеспечить свою и украинскую армии зенитными ракетами Mark-1, которые, по заверениям фирмы, "должны эффективно справляться с иранскими дронами-камикадзе типа Shahed". Ракета относительно недорога, а искусственный интеллект поможет ей поражать цели.
В наступающем году это средство ПВО протестируют в боевых условиях на территории Украины. По словам генерального директора предприятия Кусти Сальма, соглашение на проведение испытаний достигнуто, технология компании привлекла широкое внимание специалистов ПВО, и не только киевских.
Что касается мощностей, то Frankenburg планирует на начальном этапе производить несколько десятков ракет в неделю, но к третьему кварталу 2025 года выйти на объем в несколько сотен ракет еженедельно. В идеале – 800 единиц в месяц.
Эстонский стартап юн, его основали в начале текущего года. Девиз компании – "Технологии для победы в войне". Главный продукт – ракеты-охотники на БПЛА.
Гендиректор Кусти Сальм до нынешнего лета занимал должность канцлера Министерства обороны, но был вынужден подать в отставку на фоне конфликта с главой ведомства Ханно Певкуром.
Frankenburg не привлекла крупный венчурный капитал, но ее шеф заверяет, что есть "здоровое начальное финансирование". Именно Сальм воспользовался консультациями высокопоставленных отставных военных, включая бывшего командующего Силами обороны Мартина Херема и бывшего командира дивизии Вейко-Велло Пальма.
Ничего удивительного, что с такими "костылями" Frankenburg выиграла контракт на поставки ракет для ВСУ. Херем – почти Александр Македонский. По крайней мере, таковым его считают в Таллине.
Если говорить о производстве, эстонцы разворачиваются в соседней Латвии. "Не думаю, что многие ее жители знают, но у Риги многолетний опыт ракетостроения. Один из самых талантливых технических специалистов работает в этой области, и, на мой взгляд, крайне важно развиваться вместе с такими людьми", – не скрывает гендиректор.
В чем подвох
Кусти Сальм слукавил. Очевидно, что одного конструктора-ракетостроителя проще переселить в Эстонию, чем завод перетаскивать в Латвию. Но у таллинского патриота свой расчет. "Свечной заводик" непременно поставят на контроль в оперативных управлениях Минобороны России и военного ведомства Белоруссии. Он станет законной целью с возможными самыми печальными последствиями.
Зачем подставлять под "Искандер" или "Орешник" собственный народ, если можно подсунуть соседний? Тем более, что кабмин, парламент и президент Латвии не возражают против размещения предприятия ВПК.
Акционеры компании – гендиректор Skeleton Technologies Таави Мадиберк (около 70%), MM Grupp OÜ (около 26%; выгодоприобретатель Маргус Линнамяэ) и Marko Capital (около 4%; выгодоприобретатель Марко Виркебау) – люди с мозгами.
"Решающим фактором успеха в разработке и продаже ракетных технологий является глубокое понимание военных потребностей. Я рад, что один из самых выдающихся военных лидеров Эстонии и Европы Мартин Херем присоединился к нам, чтобы поддержать миссию Frankenburg Technologies", – сказал Таави Мадиберк.
По его словам, у Frankenburg большие амбиции – решить проблему, которая преследует Украину и военных во всем мире. "Чтобы мы могли победить в следующей войне, оружие ПВО должно стать во много раз дешевле".
Многостаночник при лампасах
Трудно вообразить, как стратегический советник "Македонский"-Херем поможет удешевлению зенитной ракеты, но в деле торговом он мастак за счет личных связей в европейских штабах. Херем с 2013 по 2016 годы был начальником военной Академии, с 2016 по 2018 – главой Генерального штаба Сил обороны. С декабря 2018-го до конца июня 2024-го – командующим. Представляете, сколько у него полезных контактов с влиятельными людьми?
Генерал ввел в правление Frankenburg Technologies Вейко-Велло Пальма, своего фаворита в недавней борьбе за пост главы Сил обороны. Не получив должность, Пальм покинул армию, но, как видим, вновь пригодился куратору. Бизнес-связка из двух генералов выполняет в фирме обязанности торгово-промышленного департамента. И, надо полагать, преуспевает. Иначе зачем еще миллионеру Таави Мадиберку петь им дифирамбы?
Кстати, след Херема просматривается еще в двух глобальных проектах. Он консультирует и протежирует компанию, специализирующуюся на производстве робототехники для нужд обороны (и наступления). Кому, как не бывшему командарму лучше других знать, каким частям и в каких количествах можно предложить инженерное оборудование.
Второе – Таллин намерен в течение семи лет приобрести на сумму до 400 млн евро так называемые барражирующие боеприпасы или дроны-камикадзе. К участию в тендере приглашаются как производители беспилотников малого радиуса действия, так и систем, способных наносить удары на расстоянии в сотни километров. Речь идет о БПЛА, которые зависают в воздухе над объектом в течении определенного времени, идентифицируют цель и наносят точечный удар.
Конкретные закупки будут зависеть от потребностей Сил обороны Эстонии. Отставной генерал-лейтенант Мартин Херем убеждает генералитет – потребности огромны. Для заключения гарантированных сделок потребуются профессионалы самого высокого уровня с коммерческим опытом. Такие есть, и они готовы предложить свои услуги.
Речь, конечно же, генерал Херем ведет о себе самом и своем Санчо Панса в лице Вейко-Велло Пальма. Деньги от посредничества стабильно текут в карманы отставников.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.