В главе 37 романа "12 стульев" Илья Ильф и Евгений Петров описали междупланетный шахматный конгресс. На его фоне вильнюсский саммит НАТО можно сравнить разве что с собранием промотавшихся европейских дворян, которые много спорят, скандалят по пустякам, едят не в меру и разъезжаются недовольные друг другом.
Каждому сверчку – свой шесток
Мало кто знает, но слет "сливок" НАТО был многоэтажным. На самом верху тусовались президенты и премьеры стран-членов альянса. Ниже – лица, к ним приближенные из числа советников, консультантов, экспертов и личных телохранителей.
Далее по нисходящей военные министры, высокопоставленные дипломаты, шведская делегация, украинская, гости из Индо-Тихоокеанского региона, другие приглашенные официальные лица, руководители крупных неправительственных организаций, ведущие СМИ.
Следом – представители некрупных НПО, пресса мелкокалиберная, вторые половинки заправил альянса, канцелярские клерки, обслуживающий сильных мира сего персонал, разного рода примазавшиеся к встрече в "верхах" зеваки, приглашенные главой Литовского государства Гитанасом Науседой на правах хозяина. Например, спикер Сейма Виктория Чмилите, премьерша Ингрида Шимоните, столичный градоначальник Валдас Бенкунскас.
В полуподвале саммита 11-12 июля работал общественный форум (NATO Public Forum), организованный вильнюсским центром изучения Восточной Европы и "мозговыми центрами из США и Германии". Литовец Линас Кояла сообщил журналистам, что вместе с коллегами создал площадку для политологов, экспертов, журналистов и "всего мира, обсуждающего повестку саммита". Основная задача – оперативное информирование, аналитика и комментарии о происходящем в ангаре выставочного комплекса LitExpo.
Линас пригласил заглянуть на форум. Мы не отказались и не пожалели.
Гроссмейстер вошел в зал
Гроссмейстер вошел в зал, писали Ильф и Петров. "Он чувствовал себя бодрым и твердо знал, что первый ход E2 – E4 не грозит ему никакими осложнениями. Остальные ходы, правда, рисовались в совершенном уже тумане, но это нисколько не смущало великого комбинатора. У него был приготовлен совершенно неожиданный выход для спасения даже самой безнадежной партии".
Старший мастер Гарри Каспаров разложил записки по трибуне и начал с проклятий в адрес россиян и россиянок: "За поддержку брутальной специальной военной операции на Украине вас впереди ожидают ужасные вызовы".
Граждан России в зале не было, но сей факт не мешал "бывшему командующему двумя конями и слонами" (так Каспарова назвал литовский оппозиционный сетевой портал ekspertai) брызгать слюной, метать громы и молнии:
"После победы Украины вас еще много лет будут считать преступниками. Фантастические вызовы ожидают и саму Россию. Не до основания развалиться она может только в одном случае – если быстро капитулирует перед Украиной".
"Васюкинские шахматисты внимали Остапу с сыновьей любовью. Остапа несло. Он почувствовал прилив новых сил и шахматных идей", – в этом месте отметили бы авторы романа "12 стульев".
"О переменах в России будем говорить тогда, когда над Севастополем поднимем жовто-блакитный флаг! Важно, чтобы после этого начался процесс трансформации России из империи в конфедерацию или республику", – продолжал Каспаров.
Как настоящий гроссмейстер, Каспаров морщил лоб, выписал пальцами в воздухе замысловатый крендель, будто решая, какой шахматной фигуры коснуться, и резюмировал – пришло время быть готовыми к разным сценариям будущего России: "Нам и вам предстоит заниматься ее восстановлением на обломках, которые останутся россиянам после победы Киева".
"Ура! Виват! Банзай! Просто и убедительно, в стиле чемпиона!!! Только Хозе-Рауль Капабланка-и-Граупера поморщился", – подметили писатели-сатирики и продолжили строчить со скоростью телетайпа: "Ослепительные перспективы развернулись перед васюкинскими любителями. Пределы комнаты расширились. Гнилые стены коннозаводского гнезда рухнули, и вместо них в голубое небо ушел стеклянный тридцатитрехэтажный дворец шахматной мысли".
Новости лучше некуда
По словам клоуна Каспарова, в каждом зале этого дворца, в каждой комнате и даже в проносящихся пулей лифтах сидят вдумчивые люди и играют в шахматы одну партию – антироссийскую. Все ищут ответ на главный вопрос: как победить? Фортуна не улыбается, отчего лица шахматистов становятся постными.
Вот Жигимантас Павиленис из сборной Сейма Литвы в отчаянии ломает руки: лидеры НАТО "транслируют унылые новости, демонстрируя ходы, которые ведут к поражению альянса на Украине. Такая игра не может приветствоваться болельщиками".
Депутат-обозреватель из Европейского парламента Андрюс Кубилюс: "Сколько раз Запад может повторять одни и те же геополитические ошибки и ожидать разных последствий?".
Дайнюс Жалимас, правовед-комментатор: "Коммуникат [заключительная декларация] чемпионата в "верхах" – жест символический и не имеющий большой практической пользы".
Дипломат Альбинас Янушка, судья международной категории: "Высшая дипломатия Литвы не выполнила мандат Сейма?".
Эхо абсолютного провала
Проходимцев типа Бендера, называющих себя гросмейстерами-экспертами по России, кремлеведами и путинознадами в западном мире больше, чем мусорных контейнеров. Каждый болтун стремится в своих несбыточных прогнозах перещеголять конкурентов. Каспаров – не исключение.
Вильнюсский спич "старшего мастера" составлен из цитат доклада на недавней рижской конференции "Какой будет Россия без Путина?". Потерявшая блеск либерота и ее покровители убеждали друг друга в том, что "Происходит отложенный распад СССР" – раз. "Мучительный распад империи" – два. "Останется ли Россия за железным занавесом?" – три.
Как раз надвигался "наступ" ВСУ. "Реформаторы" ежечасно ожидали новостей об украинской военной победе с таким нетерпением, что глава мюнхенской конференции по безопасности Кристоф Хойсген даже предостерегал от применения к России и ее гражданам коллективной ответственности, а экс-премьер Швеции Карл Бильдт убеждал не торопиться с шампанским по случаю успехов украинского Генштаба.
Политические эмигранты требовали "депутинизации", демилитаризации, денуклеаризации, деимпериализации, десоветизации, декоммунизации и прочих "де", предлагали без церемоний отвечать на гибридные угрозы со стороны Москвы и наконец-то вытереть Федерацию с карты мира.
Что в итоге безнадежной рижской партии? Ответы очевидны. Очень хочется рассматривать их как политические похороны зажравшейся российской либероты, многократно дискредитировавшей себя в глазах заокеанских кураторов. Отыгравшими свое конями обычно жертвуют без жалости. Не всегда такой ход усиливает позицию, но иногда помогает сохранить лицо.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.