В среду, 18 октября стало окончательно ясно, что Национальный центр кризисного управления – организация совершенно бесполезная. Ее директор Вилмантас Виткаускас вместе с подчиненными (это немалый административный ресурс) даром едят государственный хлеб. Подробности расскажем ниже, а сейчас на этом безрадостном фоне прозвучит смешная новость.
Канцлер правительства Гедре Бальчитите предложила молдаванам помощь в создании национальной системы кризисного управления. Она призвана укреплять устойчивость общества, в том числе к сценариям гибридных угроз.
Бальчитите подчеркнула: "Литва готова поделиться опытом в проведении анализа применимости институциональных решений, правового регулирования, подготовки стратегии реформ, налаживания постоянного мониторинга угроз при помощи соответствующих технологий".
Замечательно! Но сам собой нарисовался вопрос: если Вильнюс располагает инструментарием, который рекомендует другим, какого дьявола кризисный центр не работает в самой Литве?
Кто бы это мог быть?
Начиная с 13 октября в Литве получено 900 сообщений о якобы заминированных детских садах и школах. Электронные письма с идентичным текстом о том, что взрывчатка заложена в учебных заведениях, помещениях самоуправлений и на других общественных объектах, получили 1500 адресатов. 16 октября получено более 1 тысячи оповещений о бомбах.
18 октября ночью учреждения, компании и организации вновь получили электронные письма на русском языке с угрозами взрывов, без указания конкретного времени. По данным полиции, письма отправлены примерно две тысячи получателей с пяти разных адресов. "Умники" из провинциального департамента госбезопасности (ДГБ) сделали заявление: "Вполне вероятно, что такие сообщения являются скоординированной атакой, осуществляющейся по инициативе враждебных государств".
В стране даже новорожденным известно, что таковых всего два – Республика Беларусь и Российская Федерация. Больше в этом мире некому пугать мирно спящих литовцев.
Шоу одинокой ищейки
Поскольку подобные угрозы накрыли и Латвию с Эстонией, министр внутренних дел Агне Билотайте пошла дальше агентов ДГБ и решила, что идет кибератака регионального масштаба. У последней несколько целей. Например, породить панику, дестабилизировать ситуацию, обременить дополнительными нагрузками правоохранительные органы.
Глава МВД основательно напрягла аналитиков из бюро криминальной полиции. Эксперты пришли к выводу, что письма с угрозами "ложные и реальной опасности нет". На этой ноте самое время приглушить нездоровый ажиотаж, но Агне Билотайте не напрасно гордится славой талантливой ищейки. Она решила выжать из псевдотеррористических угроз все, что можно, и даже больше.
Так началось шоу одинокой ищейки. Досудебное расследование пошло вперед семимильными шагами. На запросы в Google "получены промежуточные ответы, информация анализируется, видимо, она будет очень важна, сотрудничество с зарубежными партнерами Литвы выходит на новый уровень. К ней привлечен Европол. В ответ на ложные сообщения литовские правоохранительные органы готовят инструменты фильтрации и блокировки". В итоге выявлено 15 электронных адресов Gmail, с которых исходят угрозы.
"Установлено, что отправители электронных писем активно участвуют в Telegram-каналах, созданных русскоязычными пророссийскими группировками", – заявил подчиненный Билотайте Генеральный комиссар полиции Ренатас Пожела. Его начальница уточнила названия: "Прибалтийский", "Рижский геймер", "Прибалтийский фронт".
Директор национального центра кризисного управления Вилмантас Виткаускас тут же подтвердил: атаки связаны с Россией. Он предложил оригинальный способ борьбы с первоисточниками – если действовать рационально, игнорировать сигналы, то атаки должна прекратиться. На большее эксперты по кризисам оказались неспособны.
Такова идеологическая сторона вопроса. "Россияне атакуют Прибалтику, мстя Литве, Латвии и Эстонии за их стремление к свободе и демократии", – заключила Агне Билотайте, считая расследование завершенным.
План "Ненадежный щит"
Однако кроме идеологии существует практическая сторона, и выглядит она ужасно. Счастье для людей, что за угрозами не последовали анонсированные теракты. Министерство внутренних дел с его силовиками и с кризисным центром, спецслужбы с репрессивным аппаратом и осведомителями ничего не смогли бы противопоставить атакам.
Получив первые угрозы глубокой ночью, МВД раскачалось к 11.00, объявив об эвакуации детсадов, школ, госучреждений и так далее. В стране началась паника. Очумевшие родители бросали работу и мчались спасать детей, которых вывели из помещений на улицы – а что дальше делать, никто из педагогов не знал.
Ситуация в маленьких городках – это еще полбеды, а вот Вильнюс парализовало. Тысячи автомобилей забили улицы, жизнь остановилась.
План "Щит" МВД вводило трижды, но толку от него оказалось немного. Ненадежной показала себя защита. Чтобы импотенция полиции не столь заметно бросалась в глаза, решили впредь "не торопиться с эвакуацией людей и сначала оценить ситуацию". Об этом проинформировал пресс-атташе беспомощных силовиков Рамунас Матонис, предложив "учреждениям и организациям еще раз пересмотреть свои планы эвакуации, оценить их и проверить, как они работают на практике".
Литовские медицинские светила утверждают, что общество психически больно. Откуда быть здоровью, если государство само сеет панику? Возмущенный творящимися безобразиями, бывший премьер (а до этого поста – Генкомиссар полиции) Саулюс Сквернялис обрушил на чиновников МВД лавину критики: ситуация вокруг террористических угроз абсолютно неконтролируема, работа МВД хаотична, налицо растерянность руководства и исполнителей.
"Безопасность государства затерялась где-то далеко-далеко", – резюмировал Сквернялис, ныне депутат парламента. Он не без оснований считает, что критическую ситуацию сознательно раскрутили до уровня массового психоза ради пиара боссов МВД.
Об этом же говорит советник президента по вопросам национальной безопасности Кястутис Будрис: лавина ложных сообщений о заложенной взрывчатке вскрыла недостатки в работе различных государственных служб.
К слову, Сквернялис с Будрисом скептически оценивают выводы о "российском следе". "Рижский геймер" не слишком убедительно звучит по отношению к Кремлю. Кроме того, не названы 12 оставшихся адресов. Вдруг среди них затесался какой-нибудь "Правый сектор"*?
Глава МВД критику не приемлет. Увы, на качестве работы аппарата безопасности это не сказывается: как ее не было, так и нет. Можно предугадать дальнейшие проколы, поскольку эскалация вокруг сектора Газа станет поводом для новых кибератак. Угрозы населению возникают на фоне произраильских инициатив руководства Литвы.
Как всегда, первой гниет голова.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
* "Правый сектор" – объединение радикальных националистических организаций Украины. Структурное подразделение "Правого сектора" в Крыму признано в России террористической организацией