Политические партии Литвы получили право зарегистрировать своего кандидата на пост первого лица, а так называемые самовыдвиженцы – подавать документы для включения в списки соискателей президентских регалий. Выдвижение кандидатов завершится 19 февраля, выборы запланированы на 12 мая.
Резерв имеется
По состоянию на 12 ноября четыре политических движения уже назвали претендентов.
От правящего консервативного двукрылого "Союза Отечества – Христианских демократов" в кампанию включается премьер-министр Ингрида Шимоните, от левоцентристского "Союза крестьян и зеленых" – бывший министр здравоохранения (2016-2020 )Аурелиюс Верига, от партии регионов – мэр Казлу Руды Мантас Варашка.
"Во имя Литвы", во главе которой стоит бывший полицейский и экс-глава правительства Саулюс Сквернялис, преподнесла конкурентам сюрприз в лице чиновника штаб-квартиры НАТО Гедримаса Яглинскаса – о нем поговорим подробнее.
Успели заявить о своих амбициях врач Эдуардас Вайткус, бывший командарм генерал-лейтенант Валдас Туткус (тоже поговорим подробнее), которого на постсоветском пространстве знают, как орденоносного "афганца" в чине капитана. Пока последним стал скандалист, возмутитель общественного спокойствия Антанас Кандротас, больше известный под прозвищем "Целлофан".
Без сомнений, окончательный реестр желающих померяться силами увеличится вдвое-втрое, однако особо обольщаться нет смысла. Кампания обещает стать рутинной и даже технической. Провалы уже есть.
Например, мертворожденным оказался амбициозный план Андрюса Мазурониса сколотить коалицию центристских партий и выдвинуть по примеру Польши единого кандидата. Ничего не выгорело.
Во-первых, у политического центра не оказалось харизматичного лидера, которым у поляков является экс-премьер и чиновник высокого европейского уровня Дональд Туск. Во-вторых, Литва – не Польша, здесь каждый за себя. Не пожелали консолидировать силы даже такие фигуры, которые на прошедших в 2019 году выборах сумели набрать лишь 0,2% голосов.
Молодой председатель медленно умирающей лейбористской Партии труда попыхтел над агитацией в пользу коалиции, плюнул на затею и пытается в данный момент отыскать приличного человека в собственных рядах. Дело для Мазурониса дохлое. За два месяца из сырого материала достойного кандидата не слепишь, следовательно, придется выдвигать абы какого, заранее обреченного на поражение или вовсе отказаться от выдвижения партийного кандидата, что не в литовских традициях.
Мазуронис уже называет общую предвыборную картину "поражением мелких партий, заранее очистивших поле для политических тяжеловесов, пусть и по скромным литовским меркам".
Солидаризируемся с Андрюсом, скажем прямо: карликам в Литве не победить. Возьмем хотя бы генерала Туткуса – ни опыта, ни авторитета, ни влияния даже среди силовиков. Какой из него президент?
Да, он может поговорить о налогах, инфляции, экономике загубленной, отсутствии уверенности в завтрашнем дне. Обывательские разговорчики, не более, об этом же говорят и конкуренты. Эксклюзивным и сильным заявлением можно считать следующее: "Ради чего Россия должна напасть на НАТО, Литву в том числе? Должна быть у Москвы какая-то цель, а этой цели я сегодня не вижу".
Туткус – больше патриот Литвы, чем человек пророссийских взглядов. Он против насаждения военных психозов, чем нынче занимается команда главы государства. По справедливому мнению отставника, "договариваться нужно всегда, хотя бы для того, чтобы у политиков был выбор, а не единственная "узкоколейка", которая может привести в тупик. Любая война рано или поздно заканчивается, и в выигрыше окажется тот, кто первым воспользуется преимуществами нового мира".
К нему прислушиваются недовольные внешней политикой и военными взглядами Вильнюса. Но за такие непопулярные среди политических элит взгляды Туткуса обязательно схарчат. Защитить бывшего военного некому. Максимум, что ему светит при голосовании – 3%. Правильные слова так и останутся словами.
Человек из Брюсселя
Другое дело – выдвиженец демократического союза "Во имя Литвы Гедримас Яглинскас. У него за спиной должность замгенсека НАТО со всеми вытекающими представлениями о геополитической ситуации на континенте и в регионе, опытом, связями и другими преимуществами перед конкурентами – раз. Крепкая и дисциплинированная партия – два. В этом политическом объединении масса советников из числа бывших премьеров, министров, депутатов разных уровней – три.
Фигура не заезженная, даже в какой-то степени инкогнито. К тому же, из Брюсселя. Одним словом, очень удачный выбор. В 2009 году дамочка по имени-фамилии Даля Грибаускайте с успехом переселилась из евростоличного кабинета в роскошное кресло на вильнюсской площади Дауканто. Кто знает, может Яглинскасу удастся повторить карьерный кульбит Дали Поликарповны и в ближайшем мае возглавить президентуру?
Вот и Сквернялис того же мнения, цитируем его выступление на партийном съезде:
"На текущем геополитическом этапе во главе страны нужен договороспособный человек, реально понимающий угрозы, вопросы обороны, безопасности, с военным опытом, навыками контрразведчика, экономиста. Из пяти предложенных кандидатов в кандидаты [включая самого Сквернялиса, который в прекрасной политической форме] выбран лучший".
Первые заявления самого Яглинскаса оказались привлекательными и приемлемыми для большей части электората: "Президент – не автократ, но человек, который объединяет нацию ради стабильности, социальной справедливости и безопасной жизни".
Следом названы ошибки, сделанные Гитанасом Науседой – хаотичная внешняя политика, стагнация правосудия, бесперспективная война президентуры против правительства и наоборот, полное отсутствие лидеров-маяков в делах внутренних, засилье серости и госаппарате.
Резюмируя, хочется отметить: предвыборная тактика пульсирует темпераментом, как дышала жизнью у Грибаускайте в 2008-2009 годах. Это не может не нравиться обывателям.
Лидер прежний
Такой кандидат вполне в состоянии затмить премьера Шимоните, которую политтехнологи видят во втором туре, и придавить Науседу в его соревновании с главой кабинета.
Но пока Гитанас Антанасович (Антонович) на белом коне. Итоги опроса общественного мнения от 13 ноября утверждают, будто действующему национальному лидеру готовы отдать голоса не менее 1/5 избирателей. Для победы в первом туре этого недостаточно, но гарантирует выход во второй.
Там Науседе пророчат 70%, Шимоните – 30%. Но это – результаты пристрелки, не более. Гонка официально стартовала, но по-настоящему еще не началась.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.