Когда дело касается политики, европейская Фемида не работает в интересах граждан России

Константин Никулин в Вильнюсском окружном суде после вынесения приговора, 11 мая 2011 года
© AFP 2024 / PETRAS MALUKAS

Анна Кузнецова

Тема: Острые углы истории

Посольство России в Литве рассказало Baltnews, какое содействие оказало отбывающему пожизненное наказание бывшему бойцу Рижского ОМОНа Константину Никулину.

В литовской тюрьме по делу об убийстве литовских таможенников на посту "Мядиникай" в 1991 году отбывает пожизненный срок бывший боец Рижского ОМОНа, гражданин РФ Константин Никулин. При этом не было представлено убедительных доказательств того, что преступление совершил именно он. Baltnews подробно обсудил положение Никулина с представителями посольства России в Литве.

– Можно ли изменить ситуацию, смягчить наказание?

– По оценкам защиты Константина Юрьевича Никулина, на данном этапе возможность смягчения ему наказания литовскими органами маловероятна. При этом адвокат Витаутас Сервидис предлагает следующую опцию: если в судьбе Константина Юрьевича в ближайшие годы ничего не изменится, то следует добиваться для него пересмотра пожизненного приговора после отбытия 20-летнего срока. С учетом того, что наш соотечественник провел в неволе уже 16 лет, этот вопрос можно будет поставить через четыре года.

– Какую помощь посольство России в Литве оказало Константину Никулину?

– C самого начала заключения Никулина в тюрьму посольство старается оказывать ему максимально возможное содействие. Наши сотрудники не реже раза в месяц проводят с ним консульские встречи, по результатам которых реагируют на возникающие просьбы и жалобы, передают необходимые вещи – книги, одежда и прочее.

Нам, в частности, удалось добиться проведения освидетельствования здоровья Константина Никулина в литовском медучреждении, по результатам которого он был признан инвалидом третьей группы, что позволило ему получать в России соответствующие пенсионные выплаты.

Все эти годы посольство неоднократно обращалось в литовские пенитенциарные службы с просьбой перевести Константина Юрьевича со строгого режима в одиночной камере на более легкий. Это произошло спустя более 12 лет, проведенных в "одиночке", при активном участии адвоката Витаутаса Сервидиса. При нашем содействии были также оплачены услуги адвоката, защищавшего Константина Юрьевича в ходе судебного процесса.

Отдельно следует отметить, что в вопросе помощи Никулину мы активно сотрудничаем с Фондом "Своих не бросаем" депутата Госдумы Марии Бутиной, которая уделяет судьбе Константина Юрьевича самое пристальное внимание и оказывает ему всемерную поддержку. В качестве последнего примера можно привести то, что благодаря усилиям Марии Валерьевны нашему соотечественнику удалось оформить упомянутую пенсию по инвалидности.

– Повлиять на судьбу Константина Никулина и отменить пожизненный приговор может Европейский суд по правам человека. В силах ли он это сделать? Какие шаги предпринимались на этом направлении?

– Жалоба в ЕСПЧ от имени Константина Никулина была подана еще одним его защитником – латвийским адвокатом Оскаром Роде – в июле 2017 года. Срок рассмотрения подобных обращений никак не регламентирован. Неоднократные попытки защитника связаться с представителями суда натыкались на формальные уклончивые ответы. К сожалению, как показывает практика, в подобных политизированных делах европейская "Фемида" действует не в интересах российских граждан. 

– Стоит ли сегодня надеяться, что всплывет больше фактов и свидетелей по этому делу?

– Бывший адвокат Константина Никулина, защищавший его на судебном процессе, в свое время допустил возможность пересмотра дела из-за вновь открывшихся обстоятельств. Однако оценил вероятность этого, исходя из существующей в Литве практики, как "мизерную", поскольку тут считается, что в расследовании тех событий 1991 года поставлена точка.

Российский гражданин, бывший боец Рижского ОМОНа Константин Никулин находится в заключении в литовской тюрьме более 15 лет. Его бездоказательно обвинили в убийстве таможенников на пункте "Мядининкай", где 31 июля 1991 года были расстреляны восемь человек.

В ночь с 30 на 31 июля рижские омоновцы, и Никулин в их числе, действительно были в Литве. Они приехали, чтобы получить новое оружие и амуницию. Ночевали на базе вильнюсского ОМОНа. И это, по сути, единственная "улика" литовского следствия, никаких других доказательств участия Никулина в расстреле в "Мядининкай" нет.

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме