Габриэлюс Ландсбергис, именно он возглавляет МИД Литвы, 26 февраля отличился в очередной раз, заявив "Крым – это Украина".
Десять лет прошло с того дня, когда вежливые россияне пришли на полуостров за своим, временно утраченным добром. Тогдашние его владельцы в ответ даже не пискнули, хотя были представлены властью, спецслужбами, силовиками МВД и военнослужащими, к тому времени уже жившими по стандартам НАТО.
Официальный Киев тоже не шелохнулся. Ни выстрела, ни протеста не прозвучало. Очень многие ставленники столицы проявили абсолютную лояльность и добровольно перешли под российские знамена. Потом прошел референдум о возвращении в лоно России.
Спустя 1/10 часть века на трибуну поднялся Ландсбергис и заговорил о решимости помочь Украине восстановить ее суверенитет на всей ее территории: "Военный конфликт должен закончиться освобождением Крыма и других украинских территорий".
По традиции, министр говорил не от имени небольшой Литвы, а от имени "всего цивилизованного мира", не спросив его согласия. О втором варианте развития событий, при котором страна со столицей в Киеве может суверенитет утратить вовсе, прекратив сущестоввание, в литовском МИД даже думать боятся.
Опьянение весенним Парижем
Однако в столицах других стран НАТО, в эстонском Таллине, например, о негативном сценарии размышляют и приходят к выводу, что для альянса лучшее сегодня сводится к сохранению нынешней ситуации на украинском фронте.
Даже консервативные аналитики не говорят об очередном "контрнаступе" (тем более о победе), а "прогнозируют быстрое продвижение ВС РФ в западном направлении. Вполне вероятно, что участники СВО после Авдеевки активизируются на других участках фронта", что в данный момент и происходит.
Последние новости Габриэлюсу Ландсбергису известны и не нравятся. Поэтому он с воодушевлением встретил дискуссию об отправке западных военных к Днепру и на его левый берег. Инициатором плана стал президент Франции, но даже в Париже от его слов испытали шок.
Немецкие и польские руководители первыми выступили против. К ним присоединились американцы, британцы, чехи, словаки, шведы, испанцы, итальянцы. То есть, почти все, на кого мог рассчитывать хозяин Елисейского дворца. Секретов никаких нет – отправка иностранных военных на Украину окончательно втянет Запад в военный конфликт с Россией.
В других европейских уголках от слов месье Макрона то ли растерялись, то ли сдрейфили. В частности, всегда готовый подписаться под антироссийской гадостью литовский президент Гитанас Науседа назвал идею "единоличной, преждевременной, не получившей одобрения в больших странах, козырем в руки Москвы".
"Вот когда появится общее решение, то Литва будет не против участия, но только в учебных миссиях и в количестве не более 100 человек" и так далее. Науседа мастак разговоры городить там, где требуются "да" либо "нет", но в данном случае он склоняется в пользу отрицательного ответа.
Главе МИД позиция руководителя Литовского государства безразлична. Ландсбергис загорелся: "Оцениваю очень положительно и поощряю предложение. Сегодняшняя ситуация выгодна только Кремлю. Мы установили для себя все возможные красные линии, мы совсем не обсуждаем создание каких бы то ни было стратегических дилемм на Украине для российской армии".
Вильнюсским журналистам дипломат пояснил, цитируем, "сейчас конкретно определить наилучшие варианты отправки военных трудно, но ни один вариант не может быть отвергнут сразу".
Ничего не поделаешь, выскочка мечтает о славе Наполеона, но наверняка ничего не получится – ростом не вышел. Тем временем из Кремля предупредили: если военные стран НАТО появятся на территории Украины, то конфликт России с альянсом неизбежен.
"Заговорили о возможности отправки на Украину НАТОвских военных контингентов. Мы помним судьбу тех, кто направлял когда-то свои контингенты на территории нашей страны. Но теперь последствия для возможных интервентов будут гораздо более трагичны", – подчеркнул президент Российской Федерации Владимир Путин 29 февраля в послании Федеральному собранию.
"Габрик" ничего не понял
Козырный аргумент на континенте услышали все, кому положено, кроме Ландсбергиса. "Габрик" так и не понял, что заявление Эммануэля Макрона является аморальным, но удавшимся актом популизма. Француз не был лидером классической политической партии, когда баллотировался в президенты, он пришел к власти на волне популистского общественного движения. Благодаря популизму власть и удерживает.
Литовцу в ранге главы МИД европейского государства полезно понимать, что в данном случае парижанин воспользовался дезорганизацией в США и слабостью канцлера Германии Олафа Шольца. У Макрона появилась возможность создать впечатление о себе как о новом лидере Европы и о Франции как мировой державе.
На деле ни того, ни другого. Ландсбергису ли не знать, что так называемая мировая держава в абсолютных цифрах оказала Украине военную поддержку на 200 миллионов евро меньше, чем, например, Эстония – крохотная соседка Литвы. Еще более полезно осознавать, что без США ни Франция, ни Европа в целом не имеют достаточного военного потенциала для участия в экспедиционной войне и ведения боевых действий в тех масштабах и в тех временных рамках, которых потребовала бы отправка военных.
Наконец, необходимой предпосылкой любого военного вмешательства является наличие политической цели, которой ни у Франции, ни у ЕС нет. Что касается фантазий о скорой победе, их лучше не вспоминать, тем более не руководствоваться.
Литве крупно не повезло с таким идеологом внешней политики как действующий консерватор Ландсбергис. Он годен только войны объявлять. Одна радость маячит на горизонте: предстоящие октябрьские парламентские выборы партия Габриэлюса проиграет, ее председатель на несколько лет отправится в политическое небытие или в Брюссель. Для литовцев оба варианта приемлемы, но первый предпочтительнее.
Ситуация с европейской безопасностью значительно ухудшилась при нынешней главе Еврокомиссии Урсуле фон дер Ляйен. Если мадам останется в должности на втрой срок и получит в помощники Ландсбергиса, европейскую экономику и безопасности впору отпевать.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.