Русский чудо-остров не дает НАТО беззаботно барахтаться во внутреннем море

Остров Гогланд

Анастасия Кулик

Литва с нетерпением ждет Швецию в НАТО. Причина проста: когда Балтика станет внутренним морем Альянса, России не останется места.

В Литве с нетерпением ждут Швецию в агрессивном НАТО. Полноправным членом альянса уже стала Финляндия, а последний шаг Стокгольма, на радость русофобам, сделает Балтику внутренним морем альянса.

В таком водоеме для России не останется места, радуются в столице Литвы, граничащей с Калининградской областью Российской Федерации. Там в январе побывал президент Владимир Путин. Борт №1 без проблем пролетел над нейтральными водами почти внутреннего (на тот момент без Швеции) моря НАТО, разве что авиацию альянса на уши поставил.

Кто следил за событиями в Северо-Западном федеральном округе, тот в курсе: визит состоялся накануне старта самых масштабных со времен холодной войны учений североатлантического альянса Steadfast Defender 2024 (Стойкий защитник-2024). В штаб-квартире НАТО никто не думал скрывать, что основной целью маневров было гипотетическое отражение нападения России на одну из европейских стран.

Москва должна бы трепетать от такого остро-горячего блюда, однако там даже бровью не повели – визит в Калининград не сигнал в адрес НАТО, а обычная рабочая поездка в один из российских регионов. Хотя, если честно, был и подтекст: мы все видим, все понимаем и ко всему готовы – насыщение Балтийского моря разнородными силами и наступательными вооружениями Кремль рассматривает, как угрозу своей западной области.

Со Спасской башни видно все

Можно сказать, что посол Литвы в Швеции Линас Линкявичюс (бывший глава МИД) сильно поторопился с заявлениями о нейтрализации российского эксклава. Линкявичюсу очень нравится мысль о внутреннем море, и он повторяет при каждом удобном случае:

"Интегрирование Стокгольма в альянс делает Балтийское море внутренним для военно-политического блока, объединяющего не только многие страны Европы, но и США".

Последние, нужно полагать, упомянуты для пущей солидности и придания особого веса альянсу. В РФ не согласны с неофициальным статусом "внутренние море", который на Западе присвоили этому обширному внутриматериковому водному пространству в Северной Европе.

В Москве сочли подобную риторику фигурами речи, упомянув политическую легковесность автора высказывания и напомнив, что Калининград и область – часть ядерной державы и находится под ее защитой. К тому же, в этом "озере" есть русские вкрапления. Например, расположенный на входе в Финский залив остров Гогланд.

Как правило, их путают – шведский Готланд и российский Гогланд. Но только не военные и не государственные мужи.

Швеция в январе 2018-го открыла гарнизон на своем Готланде. Весной 2022 года военное освоение острова ускорилось. Стокгольм потуги объяснял просто: в связи с событиями на Украине российская гибридная угроза для Европы существенно возросла, в сложившихся обстоятельствах шведы должны купировать опасности.

В ответ Москва усиленно осваивает в военном смысле слова наш Гогланд. Для НАТО остров превращается в кость поперек горла.

Эстонцы поскуливают

В данный момент больше других страдают эстонцы. Командующий силами обороны Мартин Херем сообщает о всплеске, возможно, активности России в организации помех навигационным системам, которые использует НАТО. Сбои в Global Positioning System, больше известной, как GPS, усилились и фиксируются от Финляндии до Польши и дальше.

Эстонцам известны успехи российской армии в области радиоэлектронной борьбы, включая подавление деятельности дронов и ракет. В Таллине допускают активную деятельность ВС РФ по созданию помех в Москве и Санкт-Петербурге в интересах ПВО. Кстати, в российском Минобороны сообщали о проведении учений в Калининградской области, целью которых было нарушение радиосигналов и сигналов со спутников.

По словам Мартина Херема, в таких операциях могут быть задействованы и базирующиеся в Балтийске – "они определенно сильны в этом, россияне добавляют военные компоненты даже на сотовые вышки на острове Гогланд".

Это именно тот недорогой, но эффективный отрезвляющий ответ на растущие аппетиты соседей по морю, о котором в ходе визита в Калининград сказал президент России.

Мониторинг процессов на Гогланде находится как раз в зоне военной ответственности Эстонии. Ее политические вожди опасаются российского десанта с моря, а противопоставить ему пока нечего. Береговая оборона – решето. Остается разве что тиражировать страшилку о растущей мощи России. Еще есть огромное желание ударить по ней первыми всей мощью НАТО.  Но данный тренд нужно облечь в какую-то управляемую форму, для чего и продвигается идея о войне на Балтике.

"Россия не потерпит превращения акватории в "море НАТО", постарается прорвать блокаду, а потому нужно готовиться отражать удар", – говорит Мартин Херем. Глава Департамента внешней разведки Эстонии Каупо Розин с ним солидарен. Оба готовы всю Россию с помощью союзников завоевать в считанные дни. Но по заявлениям НАТО, никто не горит особым желанием отправлять свои войска на убой.

Правильнее сказать, почти никто из партнеров Эстонии не горит желанием. Литовские военные могли бы защищать балтийские острова от России, заявил министр иностранных дел Литвы Габриэлюс Ландсбергис в интервью шведской газете Svenska Dagbladet: "Окончательное решение за армией, если бы это произошло, я бы поддержал".

Ландсбергис готов толкнуть свою страну в любую авантюру. У посла Линкявичюса, прямого подчиненного руководителя внешнеполитического ведомства, кулаки чешутся. Оба советуют Таллину быстро принять решения по закупке новых артиллерийских систем и механизации минометных батарей в составе дивизии.

Министры обороны стран Балтии в ходе совместной дискуссии подсчитали – если нынешние планы в сфере развития оборонного потенциала реализовать, то к 2026 году Эстония поставит на баланс 36 самоходных артиллерийских установок и шесть реактивных систем залпового огня HIMARS (позволят вести огонь на дальности от 70 до 300 километров). Кроме того, в каждом пехотном батальоне есть девять буксируемых минометов калибра 120 мм.

Литовские всезнайки полагают, что пополненных оружейных арсеналов хватит для тотального контроля над островом Гогланд. Однако сами ничего толком сказать не могут об уровне готовности своей армии для сдерживания россиян в соседней Калининградской области. Она рядом, только речку переплыть. Молчит Вильнюс по простой причине – докладывать нечего и радоваться нечему.

Обмишурились в литовской столице с заявлениями о внутреннем море НАТО. Если судить по карте, на севере оно ограничено российским форпостом в виде острова, на юге – еще более мощным форпостом в виде "Калининградского кулака".

Надо еще поглядеть, кто, кого и куда запер на Балтике. Лакмусовой бумажкой станет традиционный военно-морской парад в Санкт-Петербурге с непременным участием атомных подводных ракетоносцев.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме