Обязана Литва иметь хорошие отношения с Китаем? Вильнюс обещал нынче поставить Киеву 3000 дронов, но дело уперлось в нехватку электроники, и теперь столица сильно отстает от графиков. По соотношению "цена – качество" оптимальным товаром является изготовленный в Поднебесной. В иных местах много дороже, литовскому бизнесу по карману, но высокой окажется себестоимость БПЛА при ничтожной прибыли и желании выжать максимум.
Вывод очевиден – брать made in China, однако не получается из-за Пекина, который официально заморозил любые торгово-экономические отношения с Вильнюсом в ответ на объявленную литовцами экономическую войну. Она, как известно, началась с отказа республики покупать китайскую технику и обвинений производителей в шпионаже.
Родилась так называемая кампания против корпорации Huawei. Та собиралась установить в Литве систему мобильной связи 5G. "Есть определенная информация, что там существуют так называемые backdoors, через которые можно вытягивать данные из камер, телефонов или той же системы 5G", – объявил глава республиканской госбезопасности Дарюс Яунишкис.
Лгунь Чушь
В Литве 12 мая состоялся первый тур президентских выборов. До инаугурации нового главы государства, который определится 26 мая во втором туре, любые телодвижения республики будут рассматриваться сквозь предвыборную призму.
Кампания еще раз показала, как жидко официальный Вильнюс обделался, испортив по собственной глупости отношения с КНР. Навалившиеся на экономику проблемы настоятельно требуют возвращения status quo ante bellum. То есть положения, существовавшего до войны.
Пришло время врубать заднюю передачу, но каким образом и под каким соусом? Вильнюс хочет и рыбку съесть, и косточкой не подавиться. Сквозь призму глядя, важно отметить следующие моменты:
- не стоило микроскопической по территории, населению и возможностям стране лаяться со столь могучим мировым игроком,
- китайцы в сложившейся ситуации явно не испытывают дискомфорт и даже наоборот.
Торгово-экономическим партнерам на литовском примере показывают, к чему ведут попытки резвых, но глупых политиков трактовать международные правила игры в свою пользу.
- Ни одна столица Европейского союза губительному примеру Вильнюса не последовала, хотя в первые дни конфликта все они клялись выступить единым фронтом. Такова цена европейской солидарности и усилий МИД КНР.
- В Вильнюсе возмущены тем, что недавний европейский тур председателя КНР товарища Си Цзиньпина "прошел в атмосфере уважения и любви".
- И еще факт: Вильнюс открыл у себя представительство Тайваня, независимость которого КНР не признает. Провокационный шаг (мы в своей стране хозяева, что хотим, то и делаем) вызвал гневную реакцию Пекина, придерживающегося принципа "Единого Китая", согласно которому Тайвань – одна из провинций.
На брифинге для прессы в Пекине директор Европейского департамента МИД КНР Ван Лутунь заявил: "Если Литва вернется к соблюдению принципа "одного Китая", как основной норме международных отношений, принятой консенсусом международного сообщества, все войдет в нормальное русло".
План Науседы
Три года спустя Гитанас Науседа, которого наверняка переизберут на второй срок, зацепился именно за слова Ван Лутуня. План примитивен: Литва переименовывает торгпредство Тайваня в торгпредство Тайпея (это политический, административный, экономический и культурный центр провинции КНР), как это принято во всем мире. Пекин в ответ возвращает ситуацию в прежнее русло. Все счастливы.
Но легко и просто не выйдет. Во-первых, именно президент Литвы настаивал, что его страна вправе выбирать тех партнеров, которые выгодны. Во-вторых, его в таком шаге не поддержат социал-демократы, старания которых помогли консерваторам неудачно заварить лапшу быстрого, казалось бы, приготовления.
В-третьих, в дураках окажется госбезопасность, которая начиная с 2019 года в своих документах именует КНР "самой большой угрозой после России".
Наконец, существуют Тайвань и его позиция. МИД провинции уже назвал поведение Науседы "некорректным". Команда главы государства выкручивается. Мол, принципы не меняются, "однако на разных языках нетрадиционное название торгового представительства звучит по-разному", а хотелось бы единообразия.
Мало того, что президент Науседа затеял некрасивую игру на китийском направлении внешней политики, он породил конфликт во внутренней. На политическом Олимпе разброд, что видно из заявлений участников первого тура выборов.
Чутье ниже плинтуса
В правящей Партии свободы глубоко убеждены: Китай остается "угрозой безопасности №2". Во всяком случае налаживание отношений с Пекином крайне нежелательно, "тем более, они разорваны не по инициативе Литвы".
Лидер "свободовцев" Аушрине Армонайте, министр экономики в действующем правительстве, полагает, что выгоднее искать альтернативы и диверсифицировать торговые связи. Об этом в кабмине говорят четыре года, однако дело стоит на месте. И будет стоять, поскольку Литве некем заменить такого глобального партнера, как Китай.
Представлявший на выборах партию демократов "Во имя Литвы" Гедримас Еглинскас, бывший замминистра обороны, оказался даже правее воинственных либералов: КНР – государство тоталитарное. "Отношения с Тайванем имеют огромный потенциал. Другое дело, сама Литва нерасторопна. Вильнюс говорит, что остров не оправдал надежд, не принес обещанных инвестиций, но и сам ничего не сделал для этого. Тем не менее, возвращаться к диалогу с Пекином и глупо, и опасно".
Партии центра называют войну с Поднебесной "классической ошибкой во внешней политике", от которой страна не получила экономических выгод и не оказалась в большей безопасности. "Дипломатические отношения необходимо восстановить. Они окажутся первым звеном в цепочке нормализации контактов всех уровней".
Наконец, слово консерваторам. Это их ставленник Габриэлюс Ландсбергис нагадил собственной стране, демонстрируя Европе непомерные личные амбиции. По словам Ландсбергиса, "волнения" политиков по поводу "нескольких намеков" на нормализацию отношений с Пекином является "необоснованным", а говорить об изменении внешней политики Литвы по отношению к Китаю нет никаких оснований.
"Отношения Литвы с Тайванем никогда не были крепче, чем сейчас. У острова есть право иметь представительство в Литве под тем названием, которое выбрали. Самое главное – снизить давление Китая на Литву, которое возникло после открытия тайваньского представительства в Вильнюсе".
Готовит ли Ландсбергис бомбу под позицию Науседы, с которым не ладит с ноября 2020 года? Вполне возможно. Как и дед Витаутас, наш Габриэлюс мстителен, а в мести гадок, как и дед. Интересы государства для первого и второго всегда стояли ниже частных.
Еще наблюдение: политическое чутье у больших и малых литовских вождей отсутствует напрочь. Со зрением неважно. Не видят надвигающихся событий. Мяч как бы на президентской стороне поля, но как им распорядится игрок №1?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.