В Литве объявили о денежных премиях спортсменам за победы на Олимпиаде. На вознаграждение может рассчитывать атлет, занявший на пьедестале место по восьмое включительно.
Предусмотрены следующие выплаты от имени государства: первое место – 167 695 евро, второе – 83 875, третье – 62 920, четвертое – 33 550, пятое – 25 190, шестое – 16 775, седьмое – 12 595, восьмое – 8415 евро.
Минфин рассчитывал вознаграждения на основе базовой социальной выплаты, которая составляет 55 евро. За золотую медаль положено 3049 социальных выплат, за "серебро" – 1525, за "бронзу" – 1144.
Нет желающих посмотреть и умереть
Бизнесмены Парижа недовольны. Олимпиада иностранцев не прибавила, а убавила заметно. Центр пуст. Праздных туристов отпугивают усиленные меры безопасности – ограничения в передвижении, металлические заграждения, детекторы и мобильные полицейские заставы, обязательные QR-коды и прочие "штучки", изобретенные на время Игр.
Обороты магазинов и ресторанов, расположенных на туристических тропах, сократились на 30%, поскольку в столицу Франции за три недели до стартов прилетело на 13% гостей меньше обычного. Самолеты продолжают садиться полупустыми. Организаторы въездного туризма разводят руками – состязания высшей пробы не стали притягательными, как это обычно бывало. Болельщики явно не хотят умереть после посещения Парижа.
У нищих денег нет
Литовцам закулисные новости неизвестны, как и новости со спортивных площадок. Государственное телевидение LRT не ведет трансляций. У него нет денег, признала официальный представитель национального ТВ Мигле Савицкайте: "Хотя трансляция событий мирового уровня с участием литовцев – одна из важнейших наших задач".
На бумаге можно прописать все, что угодно, однако на ТВ-экранах не увидели стартов даже выдающихся пловцов Данаса Рапшиса, Котрины Тетеревковой и "золотой рыбки" Руты Мейлутите – это позор какой-то для официального рупора Литовского государства.
Бывший директор программ LRT Алдарас Стонис недоумевает: право на трансляцию стоит миллионы, но все же не десятки миллионов. "Стыдно не найти денег", – резюмирует он.
Лайма Янушоните, тридцать лет отработавшая спортивным телекомментатором, в азарте бросила в адрес руководителей ТВ – "не считайте нас за идиотов, хотя именно этим вы занимаетесь". Досталось и МОК, и ЛНОК, которым безразлично, идут трансляции или нет.
"Если б на Олимпиаде определяли места для ТВ-компаний, литовская заняла бы последнее", – расставила акценты Янушоните.
Все путем
Властители литовских вершин делают вид, будто в государственной телерадиокомпании все в порядке. И вообще все вокруг хорошо. Никто не отреагировал на критику в адрес чиновников национального олимпийского комитета, одевших сборную в коллекцию от Nike, хотя местный дизайнер Александр Погребной создал лучшую.
Однако глава ЛНОК Лаура Асадаускайте решила, что литовский спорт выиграет от сотрудничества с хорошо известным торговым брендом. И Погребному посоветовали впустую не тратить времени на "разборки".
Кутюрье не промолчал – никакой фантазии и рисков, исчез с костюмов древний литовский символ Витис (всадник на белом коне с занесенным над головой мечом). "Олимпиада – большой праздник, серость не должна даже приближаться к нему", – рубанул модельер в надежде на реакцию правительства. Ему, однако, оказалось "по барабану".
Президент Литвы Гитанас Науседа и первая леди Диана отправились в Париж на открытие Игр и пришли в совершеннейший восторг: ничего подобного прежде не случалось. Чете по душе извращенцы, показавшие возмутительную пародию на "Тайную вечерю", вытекает из пресс-релиза офиса главы государства: "Это прекрасно! Это спорт, радость и жизнь!".
Между тем, участники перфоманса глумились над святым для христиан сюжетом – последним ужином Христа. Апостолов изображали трансвеститы. Видимо, Гитанас и Диана решили – раз олимпийские кольца разноцветные, можно Игры превратить в сплошной гей-парад. Таковы нынче взгляды прогрессивных литовцев, поддерживающих ЛГБТ*.
Вишенкой первой на торте стал рэпер-наркоман Снуп Догг, который нес олимпийский факел под матерные слова на английском языке. Второй ягодкой – перевернутый вверх тормашками флаг Игр. Науседа же поддержал представителя Международного олимпийского комитета Марка Адамса: перевернутый флаг – не конец света.
Такой же вялой оказалась реакция президента Литвы на полуфинальную предстартовую путаницу вокруг претендентки на "золото" Руты Мейлутите. Известнейшую литовскую пловчиху представили в статусе нейтральной. А на экране появился флаг нейтральных спортсменов, под которым в Париже выступают российские и белорусские атлеты.
Учитывая ледяные отношения между Вильнюсом и Москвой, глубоко проукраинскую позицию спортсменки, ее активность в сборе средств для ВСУ, такая ошибка могла бы вызвать серьезный политический скандал. Его пока нет, а спортивный уже имеется. Переволновавшейся Мейлутите не удалось выйти в финал, сборная на пустом месте потеряла первое гарантированное "золото".
Проигравшая заявила, что оставляет большой спорт "до лучших времен". Имела ли Рута в виду французов, чиновников МОК или руководителей своей страны, пока неизвестно. Но уместно подчеркнуть – ошибки организаторов могут не только испортить настроение атлетам и болельщикам, но и привести к дипломатическим проблемам.
Парижская Олимпиада уже стала известна своими многочисленными оплошностями, и кажется, что аналогичных инцидентов будет еще много. Например, разгорается скандал вокруг педофила из сборной Нидерландов. Оказывается, по официальной версии Амстердама, осужденный за растление и изнасилование 12-летней британской девочки Стивен ван де Вельде, игрок национальной команды по пляжному волейболу, "не является педофилом", написала The Guardian.
"Стивен НЕ педофил; вы же не думаете, что национальный олимпийский комитет Нидерландов отправил бы в Париж кого-то, кто представляет реальную опасность? Нет, он не представляет опасности", – цитирует издание представителя голландского олимпийского комитета. Негативная реакция уже бросила тень на одно из самых зрелищных мероприятий Олимпийских игр, проходившее на открытом стадионе у подножия Эйфелевой башни, пишет The Guardian.
То ли еще будет, господа! Можно не сомневаться, что поганые новости ожидают и официальный Вильнюс. Другой вопрос, последует ли реакция? Или все упрется в слова президента "Это прекрасно! Это спорт, радость и жизнь!".
* – ЛГБТ-движение запрещено в России и признано экстремистским.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.