Обязательно скажем, что 7 сентября официальная Рига буднично отреагировала на крушение БпЛА в районе деревни Гайгалава в Резекнесском районе, примерно в 90 километрах от границы с Белоруссией, откуда он и прилетел.
"Первоначальные данные расследования показывают, что дрон не имел специфической цели прилететь в Латвию, как и враждебных целей", – рассказал командующий национальными вооруженными силами генерал-лейтенант Леонид Калниньш.
"Мы следили за ситуацией. Выясняли, насколько она опасна, могли быть под угрозой объекты и мирное население?" – добавил вояка. Как и положено в таких случаях, об инциденте сообщили командованию НАТО. В европейской штаб-квартире альянса к новости отнеслись спокойно: упал и упал.
Старую песню затянули
В боевые барабаны ударили после заявления президента. Эдгар Ринкевич объявил: беспилотный летательный аппарат российский, типа "Шахед". Отметил, что подобные инциденты на восточном фланге НАТО участились, "требуется коллективная реакция". Какими-либо подробностями или доказательствами того, что речь идет именно о российском беспилотнике, глава государства не заморачивался. Не царское это дело.
Госчиновники тональность уяснили с лета. Министр обороны Андрис Спрудс моментально подчеркнул необходимость усиления восточной границы, уделив особое внимание развитию ПВО и средств радиоэлектронной борьбы. Глава МИД Байба Браже заявила о намерении вызвать российского посла для разъяснений и сделала это в понедельник, 9 сентября.
Дальше – больше. Генерал Калниньш пояснил, что "Шахед" нес взрывчатку, "вероятно, предназначавшуюся для атаки на объекты Украины". После такого выступления латышская телега повезла в сторону России информационный навоз с неимоверной скоростью.
Гибридная война Риги против Москвы вышла на новый уровень. Европейская пресса с жадностью подхватила бездоказательную муть, "Голос Америки" присоединился к хору поклонников киевских компрадоров и ВСУ.
Общими усилиями русофобы напомнили, что в ночь на 8 сентября третий по счету подобный инцидент произошел в Румынии. Он вынудил поднять в воздух истребители F-16, базирующиеся на аэродроме "Лейтенант-авиатор Георге Моциорница" 86-ой базы ВВС в Борче.
Для большего эффекта латыши приплели год 2022 и падение двух ракет в польском селе Пшеводув, где погибли фермеры. Давно, по горячим следам установлено, что ракеты принадлежали украинской ПВО, поэтому польский президент Анджей Дуда назвал ЧП "несчастным случаем" и не стал изобретать "российский след".
Но как раз об этом ярые противники Кремля упомянуть забыли, беззастенчиво свалив причины всех бед на ВКС РФ. Цели понятны: чем больше грязи, тем лучше. Как иначе, если "кровожадные орки подняли оружие против НАТО".
Доколе?
В Литве новость из деревни под Резекне породила панику и кучи кирпичей в штанах военно-политического руководства. "Доколе?" – истерично вопрошали большие и маленькие вожди друг у друга.
Небывалую активность проявил президент и верховный командующий Гитанас Науседа. Вечно сонный, на этот раз он быстро проснулся и потребовал "коллективной реакции", для чего предложил инициировать внутри НАТО специальную дискуссию.
"Члены альянса просто обязаны безотлагательно и эффективно внедрить в странах Балтии размещение комплексов ПВО на ротационной основе, как было договорено на саммите в Вильнюсе 12-13 июля 2023 года", – нервничал Науседа.
Верховного можно понять: литовское государство без счета вкладывает деньги в обороноспособность, а какой-то лицензионный дрон в пять секунд подлетает к "неприкосновенным рубежам", проникает в зону ответственности одной страны за безопасность воздушного пространства североатлантического военного блока, моментально демонстрируя бесполезность гигантских военных инвестиций.
Действительно, что толку, например, в планах установки минных полей или создания так называемых парков контрмобильности, если воздушные ворота настежь? С другой стороны, официальный Вильнюс своими просьбами о поставках хотя бы одного ЗРК "Патриот" надоел всему миру, но никто из союзников в ответ пальцем не пошевелил. Мол, сами нуждаемся.
"В формате НАТО обязаны обсуждать все иные способы усиления ПВО, выработать общие для всех правила действий в подобных случаях", – говорил литовский лидер албанскому коллеге во время вильнюсской встречи. Байрам Бегай, до президентского кресла занимавший стул начальника генштаба, согласно кивал головой, хотя, кажется, и не понимал беспокойной озабоченности главы Литвы.
Албанца тоже можно понять – если вам приспичило. Так делайте что-нибудь, не надеясь на Аллаха и партнеров. Не колючую проволоку по земле раскидывайте, а ЗРК малых калибров приобретайте. Именно они эффективны в борьбе с беспилотниками. Но как только разговор дошел до "сами суетитесь" собеседник перестал быть интересным.
Науседа 11 сентября поездом приехал в Киев и снова заговорил о защите воздушных границ Балтии. Правда, в ином ключе. Гость "просроченного" высказал уверенность в том, что США предоставят ВСУ возможность расстреливать территорию РФ до Урала:
"Уничтожайте российские предприятия по производству ракет, дронов и площадки, с которых русские осуществляют их пуски. Чем больше целей поразите, тем спокойнее станут чувствовать себя страны НАТО, членом которого вы, украинцы, станете в ближайшем будущем".
Пропагандисткая лапша, приготовленная Науседой, была классической, но есть нюанс. В Киеве президент Литвы хотя говорил "вообще", речь вел о себе лично. Страшно ему жить в окрестностях Вильнюса в глухом месте, которое можно классифицировать как идеальную цель для случайно залетевшего из Белоруссии (расстояние всего 30 км) беспилотника-камикадзе.
Вдруг он не случайно завернет? У страха глаза, как известно, велики, до инфаркта рукой подать.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.