За несколько часов до старта первого тура выборов в литовский парламент все известные политики в ходе предварительного голосования успели сфотографироваться с серьезными лицами на фоне избирательных урн.
Перед видеокамерами каждому из них хотелось сказать что-нибудь эдакое, чтобы 13 октября на века (по меньшей мере надолго под именем "проект Гитанаса") осталось в истории литовского парламентаризма. Иногда получалось глупо, иногда смешно, но чаще глупо и смешно одновременно.
Дряхлый экс-президент Валдас Адамкус (родился 3 ноября 1926 года) с наивной детской улыбкой (ничего не поделаешь, возраст) заявил журналистам: "Желаю новому депутатскому корпусу провести реформы здравоохранения и школьного образования".
Адамкус, судя по всему, не слишком далеко ушел от "самоходного Джо". Напрочь забыл – парламентарии всех созывов только и умеют, что бесконечно реформировать Минздрав и Минобразования. В пилюлях и прописях, к счастью, разбираются все поголовно.
В Сейме Литвы считают, что реформа медицины не в состоянии навредить населению. Лучше не скажешь, чем сказал попечитель богоугодных заведений Артемий Филиппович Земляника из комедии "Ревизор" Гоголя: "Человек простой: если умрет, так и умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет".
Автор уточнил – этот чиновник, который отличается равнодушием и неприятной, отталкивающей внешностью. Он толст снаружи, но очень тонкий плут внутри. Внешне он похож на свинью в ермолке. Как точно угадал Николай Васильевич портрет депутата Сейма Литвы.
Бесконечные школьные реформы под этим же углом зрения тоже безвредны: кто захочет выучиться – тот выучится, или родители заставят. Опять же педагогам-репетиторам материальная помощь. Значит, недовольных и бастующих меньше окажется.
Если резюмировать, политикам, включая лидеров рвущихся в Сейм партий, нечего сказать и предложить избирателям, коих в Литве насчитывается 2 375 800. Тем из претендентов на кресло в Сейме, у кого имеются свежие идеи, моментально затыкают рот.
Майский план работает
Так всегда бывает, когда для достижения желаемого результата создан сценарий. В Литве он родился в мае, еще перед первым туром выборов главы государства. Тогда социал-демократы отказались от выдвижения своего кандидата в пользу Гитанаса Науседы. В знак благодарности тот обещал соцдемам поддержку на выборах в парламент. Сделка казалась привлекательной, стороны ударили по рукам.
Сегодня президенту приходится держать слово. Он расчищает площадку для протеже и основательно корректирует его заявления. Например, председатель СДПЛ Вилия Блинкявичюте, 12 лет заседающая в Европейском парламенте, мягко сказать, оторвалась от литовских политических реалий. Женщина возьми, да и брякни, что готова пригласить в правящую коалицию партию "Восход Немана" (или "Заря Немана" – прим. Baltnews).
Эта политическая сила молода, но привлекательна. Однако после встречи с главой государства лидеры социал-демократов изменили стратегию и отказались от помощи при формировании будущей коалиции. Науседа надоумил.
По его мнению, "Восход Немана", партия радикалов и "антисемитов" (на самом деле, партию следует называть "партией реформаторов", способных видоизменить лицо страны) дурно пахнет и отрицательно влияет на восприятие образа государства в мире. СДПЛ спорить не стала – если "восходовцы" не устраивают покровителя, соцдемам они тоже не нужны.
"Я очень тверда и еще раз очень ясно говорю, что мы не собираемся работать в совместной коалиции с "Восходом Немана", – заявила Блинкявичюте, продемонстрировав 100-процентную зависимость от кукловода.
Науседа, к слову, в сентябре-октябре был непривычно активен. Он не только назначил победителей, он и сватал им партнеров. Президент открыто вмешивался в предвыборную кампанию, когда приглашал в свой кабинет партийных боссов для синхронизации их программ с целями своей команды.
Однако не всех звали на чай. Председателя консервативного "Союза Отечества" Габриэлюса Ландсбергиса обошли стороной, из чего политтехнологи и политологи сделали верный вывод – в новом парламентском большинстве консерваторам места нет.
Вилия Блинкявичюте (практически в статусе главы партии-победительницы) 9 октября жестко проехалась по "Союзу Отечества" – время правления консерваторов прошло, этой политической силе пришел конец, Ландсбергис агонизирует, он уже не знает, какие ярлыки на кого наклеивать, за что хвататься.
Прикинем, кто прошел?
Социал-демократам сегодня позволено многое. За них согласны проголосовать 20,3% респондентов. За консерваторов – 15,1%. Третьим может оказаться демократический союз "Во имя Литвы" – 12,5%. Это три кита.
Вместе с ними в сети Сейма могут попасть еще три или четыре политические силы. Парламент из шести или даже семи партий – новое слово в современной истории литовского парламентаризма.
Правящую коалицию, возможно, СДПЛ придется склеивать из трех, а то и четырех партнеров, и она будет громоздкой и трудноуправляемой. Однако Науседа готов выступить посредником на переговорах. В этом его меркантильный интерес.
Без поддержки "правильного" парламентского большинства грош цена любым инициативам главы государства во внешней и частично во внутренней политике, если руководствоваться положениями Конституции. Игнорировать ее президенту не позволят консерваторы, которым, скорее всего, предстоит работать в оппозиции. Попытки импичмента президенту станут местью за антиконсервативную предвыборную стратегию национального лидера и его команды.
Впрочем, 13 (первый тур) и 27 октября (второй тур) могут привнести такие коррективы, до которых не в состоянии додуматься ни один политтехнолог или политолог. Посему терпеливо ждем результатов.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.