Оппоненты социал-демократов, 27 октября выигравших выборы в литовский парламент, обвиняют победителей в заранее спланированном обмане избирателей. Мол, обещали одного премьера, а подсовывают другого.
Сыр-бор разгорелся из-за решения лидера Социал-демократической партии Литвы (СДПЛ) Вилии Блинкявичюте отказаться от кресла главы правительства в пользу вице-председателя партии Гинтаутаса Палуцкаса.
Претензии проигравших объяснимы. Блинкявичюте в апреле объявила о готовности возглавить кабинет, взять на себя ответственность за внутриполитические дела, если возглавляемая ею партия выиграет. Именно это и произошло – социал-демократы победили, получив 52 мандата, консерваторы заняли второе место с 28-ю, свежеиспеченная "Заря Нямунаса" стала третьей с 20 мандатами. Демократический союз "Во имя Литвы" получит в новом парламенте 14 мест, Движение либералов - 12, Союз крестьян и "зеленых" - восемь.
Поменяли коня на переправе
Цифры нам понадобятся для лучшего восприятия события. Они развивались следующим образом. Сомнения в окончательной кандидатуре главы кабинета сопровождали СДПЛ всю предвыборную кампанию. Звучали неконкретные варианты, пока в конце августа не была поставлена точка – пост премьер-министра займет лидер политического движения Блинкявичюте.
Однако в ходе второго тура голосования ее риторика вновь изменилась. Вилия заявила, что возьмет на себя "ответственность за формирование правящего большинства вместе с президентом". На пост премьер-министра социал-демократы выдвинули Гинтаутаса Палуцкаса. В прежние годы ничего подобного не происходило, поэтому политические партнеры назвали "план-скандал" разочаровывающим, а оппоненты – "странным и предательским по отношению к избирателям".
Босс партии "Заря Нямунаса" Ремигиюс Жемайтайтис, которого называют антисемитом, заявил: "У социал-демократов из-за этого хулиганистого плана большая проблема с репутацией. Нас всех будут воспринимать очень негативно". Саулюс Сквернялис, вожак демократов, посчитал, что такое решение "не привнесет доверия в коалицию, если формирующие ее силы уже не выполняют предвыборных обещаний".
Уступившие власть консерваторы проехались по триумфаторам тяжелым асфальтоукладчиком. Действующая премьер-министр Ингрида Шимоните заявила: лидер СДПЛ выбрала "комфортное пребывание в Европарламенте, а не постоянное напряжение в работе на благо народа Литвы при реализации собственных смелых обещаний".
По мнению Шимоните, мурлыканье Вилии было всего лишь игрой, она обманула избирателей. У Блинкявичюте свои аргументы – за плечами 65 лет, слабое здоровье и полный набор болячек. Реально взвесив возможности, решила передать бразды правления кабинетом министров в более крепкие руки.
Третья сторона медали
Все логично, поскольку здоровье превыше всего. Например, глава государства Гитанас Науседа с весны знал о проблемах Блинкявичюте со здоровьем (лидер СДПЛ не потянет портфель премьер-министра, хоть златые годы сули), но активно подпитывал иллюзию. В апреле он заключил с Блинкявичюте "джентельменское соглашение". Соцдемы обещали поддержать Науседу на президентских выборах в мае, он – помочь СДПЛ взять верх в октябре.
Когда стало ясно, что левоцентристская парламентская коалиция окажется прочной, помощники Науседы дали понять – президенту выгоднее правоцентристская. Она окажется более противоречивой и конфликтной, трудно управляемой, но нужной интересам президентуры. И Блинкявичюте в благодарность за поддержку в ходе предвыборной кампании пошла навстречу пожеланию главы Литовского государства.
Будущая коалиция "левых и центра" могла бы иметь 84 голоса: 52 дали бы соцдемы, 20 – депутаты от "Зари", 12 – либералы. Плюс можно было бы рассчитывать на поддержку нескольких "внефракционников", например, самовыдвиженцев или поляков. Но в угоду Науседе компанию СДПЛ (52) в Сейме составят демократы "Во имя Литвы" (14) и аграрии с "зелеными" (8). Итого – 74 мандата. Для чего президенту именно эта архитектура, никто объяснить не в состоянии. Кажется, он и сам не знает.
Форвард без команды
Несмотря на это, примеривающийся к креслу спикера Сейма Саулюс Сквернялис назвал решение логичным: "Гинтас Палуцкас, похоже, должен в ближайшем будущем проявить лидерство, показать, что может быть премьером, может объединить и сплотить коалицию и политиков в ней".
Кандидат в премьер-министры – молодой миллионер, игрок рискованный, яркий трибун, но человек не командный. Не политический зубр, способный авторитетом и словом сплотить носителей различных политических взглядов, найти разумный баланс между предвыборными программами. Можно сказать, будет работать какое-то время методом "тыка".
Например, еще до выборов СДПЛ заявляла, что с трудом представляет себе сотрудничество с партией "Заря Нямунаса". Вдруг ее председатель сообщил: звонил Палуцкас, встретиться с ним необходимо, может выйти толк.
Аналогично неопределенная ситуация с портфелем главы МИД. Науседа сватает свою помощницу Асту Скайсгирите, желающую подчинить себе внешнюю политику целиком. Соцдемы как бы не против нее, но и не поддерживают.
Чтобы сбить накал подковерной болтовни, Гинтаутас Палуцкас вбросил в игру козырь: планирует добиваться восстановления полноценных дипломатических отношений с Китаем, но не за счет чрезмерных уступок, "без унижения, падения, коленопреклонения и мольбы". Отвечая на вопрос, будет ли Литва добиваться возвращения литовского посла в Пекин и китайского в Вильнюс, Палуцкас сказал: "Именно так".
Премьер Шимоните не верит ни одному слову кандидата в преемники. Она в принципе не верит, что малоопытный менеджер в состоянии что-либо изменить в работе кабинета. Ингрида советует не изобретать велосипед:
"Остается пожелать новому правительству слаженного продолжения нами начатой работы. Все разговоры о переменах, новых курсах, остановках и отменах всего и вся уже через месяц уйдут туда, куда ушли обещания госпожи Вилии возглавить правительство. В мусорную корзину".
Если перевести с языка проигравших выборы на нормальный, "странам, представляющим угрозы национальной безопасности Литве, не стоит фантазировать о возможном потеплении отношений".
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.