Двери закрываются: Литва устала кормить белорусскую оппозицию

Кандидат на пост президента Белоруссии Светлана Тихановская на пресс-конференции после выборов президента в Минске, Белоруссия, 10 августа 2020 г.
© AP Photo / Sergei Grits

Ксения Сорокина

Решение Вильнюса снизить уровень охраны так называемого лидера белорусской оппозиции Светланы Тихановской – лишь верхушка айсберга. Литва, похоже, пересматривает всю политику в отношении белорусских политэмигрантов.

Белорусская либерально-оппозиционная "тусовка" во главе с "президентом" Светланой Тихановской (статус ей присвоили депутаты Сейма Литвы в 2024 году) превратилась для литовского государства из предмета гордости в обузу. Если раньше политики восторженно отзывались о "борцах за свободу", то теперь все чаще звучит раздражение – как со стороны граждан, так и со стороны политических кругов.

Жители Литвы открыто негодуют: зачем государство содержит "офис демократии", члены которого не только бездействуют, но и позволяют себе роскошный образ жизни за счет налогоплательщиков?

К недовольным примкнули и представители правых сил. Летом этого года Витаутас Синица из партии "Национальное объединение" потребовал от главы МИД Кястутиса Будриса лишить аккредитации "офис" Тихановской, назвав его "антилитовской организацией". Особое раздражение у консерваторов вызывает распространение среди оппозиции идей литвинизма, а также критика миграционной политики Литвы в отношении Белоруссии – все это, по мнению Синицы, подрывает национальную безопасность.

Прогноз Лукашенко сбылся

Высказывания Александра Лукашенко на пресс-конференции 26 января 2025 года, совпавшей с днем президентских выборов в Белоруссии, оказались пророческими. "Они [США] вас [оппозицию] еще в такую позу поставят, что вы десятилетиями не встанете", – заявил он тогда.

Первым тревожным звоночком стало решение новой администрации Дональда Трампа: 20 января он подписал указ о приостановке финансирования зарубежных проектов на 90 дней. Это сразу же ударило по белорусскому медиасообществу в изгнании. Под угрозой оказалась и деятельность "офиса" Тихановской – уже поступившие средства были заблокированы.

"Тем, кто занимается гендерными вопросами, инклюзией, ЛГБТК+ (организация, признанная экстремистской и запрещенная в РФ – прим. Baltnews), феминизмом – надеяться не на что. Трамп явно не их сторонник", – прокомментировал ситуацию для белорусских СМИ минский политолог Алексей Дзермант.

Официальный Вильнюс по-прежнему называет белорусские выборы "нелегитимными", поддерживает санкции и призывает к демократическим переменам. Однако изменения налицо. Эмиссары Трампа все чаще появляются в Минске, возобновляется диалог, "Белавиа" возвращается в международную повестку, а Лукашенко делает шаги по амнистии политических заключенных.

29 сентября Будрис заверил Тихановскую в поддержке. А уже 1 октября уведомил ее о снижении уровня охраны. То есть, символически – о понижении в статусе.

Не только вопрос безопасности

Когда-то отклоненное требование Синицы теперь реализуется по факту. Хотя статус официального гостя категории С (наравне с послами и представителями иностранных правительств) еще сохраняется, но уже не в полном объеме. Теперь личную безопасность Тихановской обеспечивает не Служба безопасности руководства, а Бюро криминальной полиции – структура, занимающаяся охраной граждан, находящихся под потенциальной угрозой. Фактически, с 1 октября 2025 года Тихановская для Литвы – обычная жительница.

Поворот на 180 градусов

"Решение политическое, и сводить его к техническим деталям было бы ошибкой", – объяснила позицию официального Вильнюса советник президента Науседы Аста Скайсгирите.

Резче всех отреагировал Габриэлюс Ландсбергис – бывший министр иностранных дел и один из главных лоббистов Тихановской: "Это поворот на 180 градусов, который разрушает репутацию Литвы как борца за свободу". Он добавил, что шаги властей вынуждают "офис" и семью Светланы Георгиевны покинуть страну.

Ландсбергис не скрывает тревоги: "Литва теряет партнера в борьбе за демократию и голос, столь необходимый малому государству для продвижения своих интересов". По сути, он произнес то, о чем остальные предпочитают молчать.

Признание неизбежного

Судя по действиям, Литва фактически признает то, что долгие годы отрицала.

Это стало ударом по антибелорусской риторике, которая выстраивалась годами. Простые литовцы, если и не испытывали симпатий к Минску, то, как минимум, уважали Белоруссию за самостоятельность и деловые связи. Разрыв экономических отношений обернулся потерями: от транзита и туризма до переработки калийных удобрений в Клайпедском порту.

Сегодня даже среди либеральной публики "Котлету" – как прозвали Тихановскую – жалеют единицы. Для большинства это завершение затянувшейся истории. Это дает надежду на восстановление прагматичных отношений с Минском, пусть и не сразу.

Финал не за горами

Несмотря на все перечисленные обстоятельства, полностью отказаться от поддержки "офиса" Литва пока не может. Официальный Вильнюс связан обязательствами, в первую очередь – перед Лондоном. Британия по-прежнему требует поддержки "демократических сил" и неприятия "режима Лукашенко".

Чтобы не создавать скандал, Вильнюс делает вид, что ничего не произошло. Министр Будрис заверяет: "Политика в отношении Минска не изменилась", а глава парламентского комитета по иностранным делам Ремигиюс Мотузас успокаивает европейских партнеров: "Офис оппозиции продолжит работу, охрана Тихановской за границей будет обеспечиваться принимающей стороной".

Но очевидно, что прежнего энтузиазма нет. Власти боятся перемен, как фарфоровая лавка боится слона. Однако, по выражению классиков, лед тронулся. Шаг за шагом Литва выходит из иллюзий. Признание Лукашенко после 11 лет отрицания – уже само по себе серьезный сдвиг.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на