Война – не дело молодых: литовцы присяге предпочитают бегство

Призывники армии Литвы. Архивное фото

Ксения Сорокина

Литва тратит рекордные суммы на оборону, но армии доверяют все меньше людей. Молодежь готова скорее бежать, чем вступать в ряды вооруженных сил.

В то время как Минобороны Бельгии разослало 149 тысяч писем 17-летним юношам с предложением добровольно пройти военную службу, литовское оборонное ведомство даже не располагает точными данными о числе 17-летних граждан.

Между тем, согласно социологическим данным, более половины населения страны не верит в способность Литвы защитить себя в случае внешней агрессии. Несмотря на постоянные заявления властей – от президентуры до парламента – о необходимости укрепления патриотизма, оборонной мощи и национального единства, "одноэтажная" Литва остро ощущает моральную и управленческую слабость своих "верхов".

Сомнения обывателей в реальной боеспособности армии небезосновательны. Осенние опросы общественного мнения лишь подкрепляют тревогу налогоплательщиков.

Опросы по требованию

Мониторинговая волна, охватившая страну, возникла не на пустом месте. Особую уязвимость продемонстрировали социал-демократы, сформировавшие с ноября 2024 года уже два правительства: сначала кабинет Гинтаутаса Палуцкаса, затем – действующий кабинет Инги Ругинене.

И хотя формально есть все – стратегии, годовые и перспективные планы, интерес со стороны западной оборонной промышленности, финансирование – прогресс если и есть, то ощущается слабо. Нет ни ясных сроков достижения ключевых целей в условиях возможного кризиса, ни прозрачной коммуникации с обществом.

Премьер Ругинене обещает рекордный оборонный бюджет – 5,38% ВВП в 2026 году, или 4,79 млрд евро. Президент Гитанас Науседа лично контролирует этот процесс: "Если не выделим обязательные 5%, это ударит по репутации республики". В 2027-м планируется выделить 5,28% ВВП (4,94 млрд евро), в 2028-м – 5,01% при том же объеме. Однако крупный бизнес уже выразил опасения по поводу вероятного недофинансирования – экономика буксует. На эту проблему указывает и экс-премьер Ингрида Шимоните.

Этот неопределенный и плохо маскируемый "туман" стратегических перспектив влияет на общественные настроения. Согласно опросу, проведенному по заказу новостного портала Delfi, который славится воинственным настроем, более половины респондентов не верят в способность Литвы отразить нападение. 55% ответили "не готова" или "совсем не готова" (37% и 18% соответственно), годом ранее таких было 51%. Доверие к оборонному потенциалу граждан снижается: в 2024 году 12% полагали, что жители готовы защищать страну, теперь – лишь 11%.

Что касается армии, 41% считают ее готовой (8% – полностью, 33% – в целом), но и здесь за год произошло снижение. Увеличилось число тех, кто убежден в обратном: с 22% до 24%. Доверие к НАТО также падает: с июля 2024 года, после саммита в Гааге, скепсис по поводу обещаний "защищать каждый дюйм" лишь нарастает.

Рыцари ордена быстрых ног

"Неутешительные результаты – это сигнал для властей", – считает доцент Каунасского университета Миндаугас Норкявичюс, продвигающий идеи "национального сопротивления". Однако конкретных решений он не предлагает.

Между тем, 6 из 10 студентов предполагают, что до 2030 года в Европе начнется крупный вооруженный конфликт, вероятнее всего – в центральной и восточной частях. Литва, по их мнению, станет одним из театров военных действий. Однако каждый пятый 17-летний предпочел бы сбежать, чем взять в руки оружие. 20% молодежи до 25 лет уверены: "Литва должна дать право желающим покинуть страну в час испытаний".

Некоторые представители молодежных организаций умеренного толка и вовсе говорят откровенно: "Литва все равно вернется под крыло России". В этом контексте 70% парней и 60% девушек считают, что россияне способны вынести любые испытания ради победы.

38% граждан младше 35 лет пессимистично смотрят на экономическую ситуацию. Молодежи трудно закрепиться на рынке труда, найти престижную и достойно оплачиваемую работу. В этих условиях потенциальные призывники и резервисты все чаще делают выбор в пользу эмиграции. Иначе чем бегством это не назвать – хотя в обществе к такому решению относятся без особого осуждения.

Бельгии можно только позавидовать

Министр обороны Бельгии Тео Франкен доволен оперативностью подчиненных: почти 150 тысяч персональных писем – это серьезная заявка на привлечение хотя бы 1–5% потенциальных рекрутов (от 1500 до 7500 человек). Учитывая общее нежелание европейской молодежи связывать свою судьбу с армией, результат мог бы считаться успехом. А вот у Литвы, где вооруженные силы остро нуждаются в "свежей крови", есть поводы позавидовать западным союзникам.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на