Белорусский майдан 2.0. Насколько это реально, и кто будет оплачивать

Экс-кандидат в президенты Белоруссии Светлана Тихановская
© Sputnik / Илья Питалев

Любовь Безродная

В следующем году в Белоруссии пройдут выборы президента страны. В голосовании примет участие и действующий лидер страны Александр Лукашенко.

В 2025 году в Белоруссии состоятся очередные выборы президента страны. Действующий лидер Александр Лукашенко уже заявил, что намерен участвовать в них.

Во время прошлого голосования в 2020 году начались массовые протесты, организованные оппозицией, которая активно спонсировалась странами Запада. Протесты были подавлены, а основные деятели давно покинули страну. Однако чем ближе президентские выборы, тем отчетливее становится понятно, что даже за границей активисты продолжают свою работу.

Откуда беглая оппозиция Белоруссии получает финансирование? Стоит ли ждать того, что противники "режима Лукашенко" снова начнут проявлять активность в ближайшие годы? И кто наиболее заинтересован в смене режима в Белоруссии?

Второй тур белорусского майдана

Александр Лукашенко уже начал активно готовиться к выборам, которые запланированы на 2025 год. Он не только анонсировал собственное участие, но и предупредил, что беглая оппозиция планирует захватить часть Белоруссии. По его словам, они хотят забрать "клочок земли и ввести туда войска НАТО". Причем президент даже уточнил, о каких именно землях идет речь – Кобринский район или город Малорита.

Однако при этом Лукашенко отметил, что свергнуть законную власть даже самым радикальным способом будет крайне сложно. Уверенность белорусского президента можно понять – в 2020 году захватить власть в стране не получилось, несмотря на серьезную слаженную работу местной оппозиции с западными спецслужбами (а в том, что активисты спонсировались иностранными инвесторами, уже мало кто не сомневается).

Собственно, после того, как протесты провалились в 2020 году, появилось два центра оппозиции – один в Литве, другой в Польше. В Вильнюсе находится "икона" в виде Светланы Тихановской, которая в идеале должна стать если не следующим лидером, то хотя бы символом новой власти. В Варшаве расположены несколько центров, в которые входят бывшие белорусские полицейские, военнослужащие и просто активисты, бежавшие из РБ после провала протестов 2020 года.

Все это время подобные организации существуют в Польше и Литве на гранты ЕС и США. И они это наглядно демонстрировали, регулярно собираясь на шествия. Например, последнее наиболее массовое мероприятие на эту тему прошло в Варшаве летом 2023 года, когда сотни человек вышли на улицы, чтобы вспомнить о неудачной попытке госпереворота трехгодичной давности.

Все это показывало, что о белорусской оппозиции полностью не забыли, как и о претензиях на управление этой восточноевропейской страной. Просто нужна была подготовка, а также удачное время для начала новых активных действий.

И уже сейчас есть свидетельства того, что беглые оппозиционеры начинают готовиться к предстоящим выборам. В частности, бельгийский телеканал VRT сообщает, что члены BYPOL (организация признана террористической в РБ) обучаются на полигонах в Польше, чтобы осуществить военный переворот в Белоруссии. Об этом прямо заявил руководитель BYPOL Александр Азаров, которого, кстати, в феврале суд Белоруссии приговорил заочно к 25 годам лишения свободы.

При этом стоит учитывать, что парламентские выборы в этой стране, которые состоялись 25 февраля 2024 года, прошли без особых потрясений. Вместо многотысячных митингов был только призыв бойкотировать выборы или голосовать против всех от членов "Белорусской демократической оппозиции".

Конечно, таким образом сорвать избирательный процесс не получилось. И несмотря на то, что западные страны отказываются признавать результат выборов (особо указывая на отсутствие наблюдателей), в самой республике сейчас все достаточно стабильно.

На всех денег не хватит

Мирно прошедшие парламентские выборы в Белоруссии создают иллюзию того, что попытки госпереворота окончены. Возникает справедливый вопрос: если различные оппозиционные организации, причем как в Польше, так и в Литве, продолжают свою деятельность, почему они не заявляют о себе?

Ни Тихоновская, ни Азаров, ни Павел Латушко (создатель "Народного Антикризисного Управления", которое базируется в Польше) не пестрят на первых полосах британских, немецких или американских таблоидах. Создается впечатление, что западные кураторы вообще про них забыли. Ну, не совсем, ведь их организации продолжают на что-то существовать, а значит, минимальное финансирование у них все же есть.

Офис Светланы Тихановской (признан экстремистским формированием в Белоруссии), который представлен как администрация "избранного президента", является на данный момент самым публичным органом белорусской оппозиции. В состав этой организации входят деятели, которые до событий 2020 года вообще мало кому были известны, зато все как один отличаются националистическими взглядами. Находится этот офис в Вильнюсе и в основном занимается тем, что организует встречи и выступления для Тихановской.

Еще одна нашумевшая, а ныне почти забытая организация – "Объединенный переходный кабинет Беларуси" (ОПКБ). Это еще одна структура Тихановской, которая была создана после начала спецоперации на Украине. Предполагалось, что ОПКБ будет играть роль своеобразного правительства в изгнании. На деле получилась просто еще одна бесполезная организация. Собственно, эта структура создавалось для того, чтобы Тихановская на заре СВО выказала свою солидарность с украинским народом, поддержала все введенные западными странами санкции, объединила белорусскую оппозицию, а также получила дополнительное финансирование.

С первым и вторым пунктом все прошло по плану, а вот на третьем этапе возникли сложности. Во-первых, белорусская оппозиция никогда не славилась своей сплоченностью и даже борьба с Лукашенко не заставила их объединиться. На данный момент существует две достаточно крупные фракции – в Литве и в Польше – но даже они действуют зачастую независимо друг от друга. Во-вторых, внезапно выяснилось, что с появлением у западных стран такого проекта, как украинский конфликт, вливать огромные деньги в белорусскую оппозицию, которая большую часть времени вообще ничего не делает и даже находится за пределами страны, никто особо и не хочет.

Да, Литва и Польша продолжают спонсировать организации, находящиеся на их территории, но только минимально поддерживают их деятельность. На новые проекты вроде очередного майдана нужны гораздо более внушительные суммы, которые в условиях украинского конфликта найти не так просто.

Как отметил в беседе с Baltnews председатель коллегии АНО "Центр Исследований и Развития Евразийства" Юрий Самонкин, несмотря на отсутствие частых упоминаний в прессе, белорусская оппозиция никуда особо не исчезала, и влияние на эту страну через подобные структуры остается.

Причем заказчики, по уже сложившейся традиции, сидят за океаном. Именно они провоцируют учения НАТО, миграционные кризисы, экономические санкции и т.д. Но так или иначе исполнители всегда местные "активисты". В Белоруссии оппозиция тоже действует не в интересах народа, а продвигает западные интересы. Опыт 2020 года показал, к чему это приводит.

"Тихоновская ушла из информационной повестки по причине несостоятельности. Еврокомиссары и прочие западные деятели направляют все силы на поддержку Украины и Израиля – на белорусских оппозиционеров денег пока не остается. Конечно, западные кураторы хотят сделать из Минска второй Киев, поставить у власти радикальных националистов, чтобы они проводили русофобскую политику и обогащали ЕС и США. Однако эта цель все же на данный момент второстепенна", – заметил Самонкин.

"В 2024 году возродить культ Тихоновкской или организовать попытку майдана в РБ не под силу финансово. А вот в следующем году пройдут президентские выборы, и хотя Лукашенко обладает огромным рейтингом доверия, риски попыток организации нового госпереворота присутствуют", – добавил он.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме