Дело создателя Telegram Павла Дурова прорвало плотину в сфере социальных сетей. Тут же начали вскрываться подробности попыток цензурирования области со стороны государства, часто вполне успешных.
Основатель Facebook* Марк Цукерберг признал, что Белый дом "оказывал давление" на его компанию для того, чтобы материалы, содержащие данные с ноутбука Хантера Байдена о наркотрафике и проституции, подвергались цензуре. Также контролировались посты "юмора и сатиры" во времена COVID-19.
Создатель видеохостинга Rumble – аналог YouTube в Канаде и США – Крис Павловски спешно покинул Евросоюз, заявив, что Франция пересекла красную линию, арестовав Дурова.
Создается ощущение, что под угрозой находятся все социальные сети мира. Точнее те, которые еще не сотрудничают со спецслужбами.
Telegram стал первым, но не последним
Основатель Telegram Павел Дуров был задержан вечером 24 августа в парижском аэропорту Ле-Бурже. Бывший пресс-секретарь Дурова Георгий Лобушкин считает, что это была тщательно спланированная акция французских спецслужб, так как ордер на его арест выдали всего за несколько минут до приземления самолета бизнесмена.
Дурову предъявили огромное количество обвинений. Его подозревают в:
- терроризме;
- причастности к обороту наркотиков;
- распространении детской порнографии;
- мошенничестве.
По сути создателя Telegram хотят заставить отвечать за преступления всех пользователей этого мессенджера. Почему бы тогда не завести уголовное дело против владельцев BMW? Ведь преступники ездят на их машинах, перевозят в них незаконное оружие, наркотические вещества, даже держат похищенных людей.
Наверное, все дело в самом важном обвинении против Дурова — отказе от сотрудничества с правоохранительными органами и передачи им информации, необходимой для проведения расследований.
Напомним, Павел Дуров – не просто случайный россиянин, который подходит для демонстрации русофобии. Кроме паспорта РФ, он имеет гражданство Франции, Сент-Китса, Невиса и ОАЭ. Этот человек был внесен в рейтинг Bloomberg Billionaires Index (BBI), где занял 279-е место с состоянием $9,15 млрд. Forbes считает, что Дуров владеет $15,5 млрд.
Примечательно, что ранее у Дурова были похожие проблемы с российскими властями. В 2018 году Роскомнадзор вынес решение о блокировке Telegram, так как Павел отказывался предоставить ключи шифрования для декодирования зашифрованной переписки пользователей. То есть претензии, по сути, те же, что и у французских властей. Вот только владельца соцсети никто не арестовал, а в 2020 Роскомнадзор вообще разблокировал мессенджер.
Такое неприкрытое давление со стороны спецслужб Франции заставляет задуматься о том, а не будет ли похожая судьба ожидать и другие социальные сети? Возможно, рано или поздно каждого поставят перед выбором — либо сотрудничество со спецслужбами, либо блокировка и даже судебное разбирательство с возможностью отправиться в тюрьму на неопределенный срок.
"Конечно, сначала нужно дождаться решения французских властей относительно Павла Дурова. Если они ограничат деятельность Telegram или наложат на него санкции, то есть вероятность, что в будущем возьмутся и за другие мессенджеры. Одним из таких мессенджеров может стать соцсеть X", – рассказал Baltnews PR-менеджер Данила Пивоваров.
"Полгода назад Еврокомиссия начала официальное расследование в отношении этой соцсети по обвинению в нарушении правил борьбы с дезинформацией. X обвиняют в нарушении обязательств по удалению нелегального контента и дезинформации. Если X откажется выполнять требования Еврокомиссии, она может быть заблокирована на всей территории Европейского союза. Под нападки могут попасть и другие платформы, например, TikTok", – добавил он.
Вполне возможно, что основатель Telegram выступает в роли жертвенного агнца, который покажет остальным, как делать не нужно. На его примере всем остальным дают понять, что бывает с теми, кто играет в политическую независимость.
Акция запугивания прошла успешно
Арест Павла Дурова как будто стал отправной точкой для небольшой лавины, которая обрушилась на социальные сети. После его задержания было сделано несколько интересных откровений.
Так, основатель Facebook* Марк Цукерберг заявил, что администрация США "оказывала давление" на его компанию, чтобы провести цензуру материалов, полученных с ноутбука Хантера Байдена (речь о наркотрафике и проституции). Также цензуре подвигались посты о коронавирусе в 2020 и 2021 годах.
"Чиновники из администрации Байдена неоднократно оказывали давление на корпорацию. Они выражали большое недовольство, когда мы не соглашались", – отметил Цукерберг.
При этом основателя Facebook* как раз нельзя назвать независимым бизнесменом. О том, что эта социальная сеть разглашает данные пользователей и подвергает посты цензуре, много говорили еще в 2020 году.
В 2023 году Wall Street Journal уже открыто написала, что Facebook* удалял посты с предположениями об искусственном происхождении коронавируса из-за давления со стороны Белого дома. Однако все это время Цукерберг молчал. А вот после ареста Дурова заговорил. И это наталкивает на мысли о том, что теперь владельцы технологических гигантов всерьез испугались.
Как рассказал политолог Андрей Тихонов в беседе с Baltnews, после ареста Дурова выяснилась одна очевидная вещь – цифровые монстры больше никогда не будут нейтральными площадками. Кейс с подчинением Цукерберга американскому государству не был до конца усвоен. Остальные IT-гиганты должны как можно скорее осознать, что в стороне от борьбы складывающихся мировых блоков остаться не получится. Арест Дурова – урок всем остальным.
"Повторяется история Джулиана Ассанжа, который находился под следствием из-за реализации права свободы слова. Правительства Запада установили уже сильнейшую политическую цензуру в СМИ Запада, в Facebook* и YouTube. Сейчас пытаются установить свою политическую цензуру над Telegram. Никакой единой глобальной сети в перспективе не будет – мир будет двигаться в сторону фрагментации и протекционизма в отдельных ее сегментах. Идея единой глобальной сети отмерла вместе с глобализмом", – уверен Тихонов.
Контроль продолжит расти
Марк Цукерберг – не единственный глава цифровой корпорации, который испугался после ареста Павла Дурова. Основатель Rumble Крис Павловски написал на своей странице в соцсети, что Франция угрожала его видеохолстингу и теперь пересекла все красные линии.
"Сейчас мы боремся в судах Франции и надеемся на немедленное освобождение Павла Дурова. Я буду использовать все доступные законные средства для защиты свободы слова, являющейся универсальным правом человека", – отметил бизнесмен.
Кстати, он не стал дожидаться повторения судьбы владельца Telegram и спешно покинул Евросоюз. Rumble малоизвестен в постсоветском пространстве, однако в Канаде и США он составляет конкуренцию YouTube
Хотя эту компанию нельзя назвать политически независимой (сотрудничает с медиагруппой Дональда Трампа "Trump Media & Technology Group"), платформа продвигает идеи, отличные от официальной идеологии в Евросоюзе. Она пользуется большой популярностью среди американцев, придерживающихся консервативных и ультраправых взглядов.
Подобные заявления от владельца видеохостинга и особенно его бегство из ЕС заставляют задуматься. Неужели ранее на подобные компании не оказывали давление? Как считает политолог Александр Асафов, оказывали, причем регулярно.
"Не думаю, что Дуров – старт охоты за технологическими гигантами. Но эта история действительно стала показательной для всех. Поэтому реагирует и Маск, и Цукерберг, и основатель Rumble, и ряд других представителей цифровой индустрии. Правила изменились и мы видим, что теперь существует личная ответственность. Безусловно, увеличение контроля будет продолжаться. Вопрос в том, все ли сделают правильные выводы и пойдут навстречу", – сказал Асафов Baltnews.
Конечно, есть проблемные персонажи для Запада. Например, Илон Маск. Но тем не менее, сигнал был послан достаточно четкий и ясный всем, уверен политолог. Сегодняшняя задача стоит в контроле информационного пространства. Во что это выльется, пока сложно предположить. Но, скорее всего, перед выборами в США работа подобного характера ведется со всеми технологическими платформами.
* социальная сеть принадлежит признанной в РФ экстремистской компании Meta
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.