Тлеющие и не очень конфликты Ближнего Востока: что маячит впереди

Ливанские женщины смотрят в окно своего разбитого дома
© AP Photo / Hussein Malla

Любовь Безродная

Нестабильность в ряде стран Ближнего Востока – привычное состояние, однако некоторые вялотекущие гражданские войны, споры между соседями или небольшие боестолкновения грозят в любой момент перерасти в конфликт, затрагивающий более двух игроков.

Ближний Восток – один из самых неспокойных регионов мира. Уже не первое десятилетие. Гражданские войны, госперевороты, цветные революции, стычки с соседями и разгул террористических группировок – все это, к сожалению, является довольно частым явлением, если речь заходит об отдельных странах из этого региона.

На данный момент почти все взгляды направлены на палестино-израильский конфликт. Но и помимо него на Ближнем Востоке по-прежнему процветает нестабильность, а тлеющие конфликты рискуют в любой момент перерасти в горячие.

Не только Палестина…

Конфликт, который имеет черты не только политического, но и религиозного характера, вспыхнул между Израилем и Палестиной не в 2023 году. Он берет начало в XX веке, когда Лига Наций в 1923 году предоставила правительству Британии мандат на управление ранее завоеванной ею Палестиной. После ухода англичан с этой территории в 1947-1949 году разразилась арабо-израильская война. И стоит признать, она была очень кровопролитной.

С того момента конфликт находится в тлеющем состоянии, а 2023 год просто стал закономерным итогом. В секторе Газа с начала операции Армии обороны Израиля в октябре прошлого года погибли более 40 тысяч человек. Еще около 92 тысяч получили ранения. А ведь это жертвы только со стороны сектора Газа!

Но это далеко не вся напряженность в этом регионе. После начала открытой войны между Израилем и группировкой ХАМАС в Палестине стали отчетливее проглядываться и другие тлеющие конфликты.

Израиль и Ливан. После второй ливанской войны, длившейся 34 дня в 2006 году, где с одной стороны выступал Израиль при военной, финансовой и дипломатической поддержке США, а с другой – ливанская организация "Хезболла" при поддержке Ирана и Сирии, отношения оставались напряженными.

В октябре 2023 года после обострения палестино-израильского конфликта начались столкновения на границе с Ливаном. "Хезболла" выразила поддержку ХАМАС. Взаимные обстрелы продолжались до конца ноября 2023 года и стали самым серьезным обострением отношений с 2006 года.

Израиль и Иран. Отношения этих двух стран прошли несколько этапов от противостояния из-за раздела Палестины до потепления и "холодного мира" в середине прошлого века. Но с 1990-х годов обстановка накаляется и во многом из-за споров о Палестине. Также с иранской стороны регулярно звучат обвинения в нелегитимности Израиля как государства. А вот в Израиле говорят об  иранском экспансионизме, поддержке террористических организаций и ядерной угрозе со стороны этого государства. С началом палестино-израильского конфликта напряжение между государствами достигло пугающих отметок.

В апреле 2024 года Израиль и Иран обменялись ракетными и беспилотными ударами. А после убийства главы политического бюро ХАМАС Исмаила Хании в Тегеране 31 июля мир и вовсе находится в ожидании очередной полномасштабной войны. Пока худшего удается избежать, но все же отношения стран напоминают пороховую бочку, для которой любая искра может стать фатальной.

Гражданские войны и террористическая угроза

Сирия. Один из самых громких конфликтов за последнее 15 лет на Ближнем Востоке начался в 2011 году именно в этой стране. Среди сторонников были сторонники действующего президента Башара Асада, формирования "умеренной" сирийской оппозиции, курдские отряды самообороны, исламские террористические группировки.

Основной виток эскалации начался в 2013 году, после того, как произошел скандал с якобы применением химического оружия. Летом 2014 года после стремительного наступления "Исламского государства" (запрещена в РФ) и захвата террористами части территорий Сирии и Ирака, началась военная интервенция США. В сентябре 2015 года по просьбе президента Сирии такую же операцию начали проводить российские ВКС совместно с сирийскими войсками.

Последние несколько лет в этой стране относительно тихо. Правда, тут следует оговориться, что "тихо" – не значит, что нет боевых действий и боестолкновений с террористами. Просто сейчас нет угрозы захвата исламистами столицы страны. В 2023 году было всего несколько вспышек эскалации на северо-западе Сирии. Однако официально гражданская война здесь все еще не окончена и в любой момент может вспыхнуть с новой силой.

Ирак. Затяжной конфликт в этой стране официально разбит на два этапа – с 2003 по 2011 и с 2011 по 2017 годы. После американского вторжения и длительного конфликта, включающего партизанскую войну, теракты разной степени тяжести и много другое, по некоторым оценкам, погибло от 946 тысяч до 1,12 млн мирных иракцев. Для сравнения – за время этого конфликта потери Соединенных Штатов составили 4423 человека.

Летом 2024 года появились слухи о том, что США собираются полностью вывести свои войска из Ирака. Однако позже Госдеп опроверг эти данные. Казалось бы, это означает, что статус-кво будет сохраняться и обострения получится избежать. Но проблема в том, что на вывод американских войск активно намекают иракские источники. Создается ощущение, что власти страны пытаются договориться об этом, но пока Вашингтон не идет на уступки.

Ливия. Здесь ситуация накалилась в 2010-х годах. После того, как очередная "умеренная" оппозиция вступила в вооруженный конфликт с правительством и убила легитимного лидера страны Муаммара Каддафи, началась интервенция НАТО и гражданская война. Она продолжалась до 2020 года. Впрочем, перемирий было много, поэтому говорить сегодня о ее окончании крайне наивно. Уже на первом этапе, в 2011-м, число жертв с обеих сторон составляло 15 тысяч человек, если верить данным Совета по правам человека ООН. Оценка Переходного правительства была немного другой – 50 тысяч погибших.

Несмотря на то, что официально конфликт завершился, локальные стычки продолжаются. Летом 2024 года сообщалось о высокой напряженности между соперничающими ополченцами в городе Зувара. Увы, на данный момент регион продолжает оставаться ареной напряженности в сфере безопасности.

Курдский нерешенный вопрос

Отдельная проблема Ближнего Востока – курды. Этот народ является самой большой в мире нацией без своего государства. Их численность достигает порядка 45 млн человек. Курды проживают:

  • минимум в трех провинциях северного Ирака;
  • на юго-востоке Турции;
  • на северо-западе Ирана;
  • на севере Сирии;
  • в России, Армении, Германии и т.д.

Диаспора в РФ или ФРГ настолько мала, что мало чем отличается от любого другого национального меньшинства. А вот Иран и Ирак официально признали внутренние образования на своей территории – провинцию Курдистан на западе Ирана и иракский Курдистан на севере Ирака (здесь, кстати, курдский язык второй государственный).

В Сирии ситуация немного сложнее. Здесь Курдистан является самопровозглашенным регионом, где доминируют курдские леворадикальные группировки. Официального признания не было, но фактически существует некое объединение народных советов, которое решает вопросы обороны, безопасности, социальной сферы и т.д. Кстати, закрепиться так они смогли благодаря поддержке США (которые, впрочем, неоднократно их бросали на произвол судьбы перед лицом террористов).

Другое дело Турция. Анкара считает "Рабочую партию Курдистана" (РПК) террористической организацией. Многолетний конфликт между сторонами начался еще в 1984 году. Турция практически ежегодно проводит операции против РПК (в 2023 году вообще ударила по их позициям на севере Ирака), а курды, в свою очередь, отвечают серией терактов.

Да, эту партию в Турции считают террористической не на пустом месте. В целом, правительство страны воспринимает активность курдов и их сепаратистские настроения как прямую угрозу себе. А это невероятно благоприятная почва для роста напряженности, которая может рано или поздно закончиться полномасштабной войной.

Замкнутый круг эскалации

В целом ситуация на Ближнем Востоке продолжает оставаться очень напряженной и после обострения палестино-израильского конфликта. Причем эта война потянула за собой целую серию событий в разных уголках региона. Каждая мусульманская страна, так или иначе, выступила против действий Израиля. Иногда это носило характер террористических актов, иногда насильственной блокады или пиратства.

Так, военизированная группировка шиитов-зейдитов, действующая на территории Йемена, в ноябре 2023 года начала атаковать проходящие мимо побережья страны торговые суда дронами и ракетами. Это назвали ответом на действия Израиля в секторе Газа. Под удар до сих пор с завидной периодичностью попадают суда тех стран, которые поддерживают Израиль. Летом 2024 года Хуситы отчитались о том, что в общей сложности обстреляли уже 130 кораблей, в том числе американские.

Решения такой проблемы, учитывая происходящее вокруг Израиля и его соседей, никто предложить не может. США, которые с конца 1990-х по середины 2010-х считались важнейшим игроком в регионе, теперь явно заняты другими проблемами на мировой арене.

Впрочем, именно благодаря Вашингтону конфликты в Ливии, Сирии, Ираке и начались. И не похоже, чтобы Вашингтон собирался исправлять то, что натворил. Тем временем гражданские войны в Йемене и Ливии, территориальные споры Марокко и Алжира, курдский вопрос, который тревожит Турцию, Сирию и Ирак, палестино-израильская война – все это конфликты, которые автономны, т.е. один раз запустившись, они "подогревают" сами себя. Вопрос в том, кто сможет стать новым арбитром в регионе и помочь их разрешить.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме