Предвыборная гонка в США еще не завершена, но уже имеет право называться одной из самых жестких за всю историю страны. Кандидат в президенты от республиканской партии Дональд Трамп пережил уже второе покушение – именно так ФБР рассматривает стрельбу во Флориде 15 сентября.
Учитывая, что после первого покушения рейтинг одобрения Трампа в США вырос почти на 10%, напрашивается вывод, что новое неудачное покушение может быть обычным PR-ходом. Но даже если это не так, нельзя отрицать радикализацию американский политики. Будет ли этот тренд усиливаться и после выборов? Неужели повсеместные покушения станут новой американской реальностью?
Угроза жизни или черный пиар?
Первое покушение на Дональда Трампа случилось в июле, когда его основным противником еще считался Джо Байден. Причем произошло это как раз после дебатов, которые оказались провальными для демократов.
Тогда телеканал ABC совместно с компанией Ipsos провел социологический опрос, который показал серьезный прирост к шкале одобрения Дональда Трампа. После покушения показатель поднялся до 40%, что является почти рекордом – последний раз 42% было в августе 2020 года. А ведь в последние четыре года рейтинг Трампа не превышал отметки в 30%.
Впрочем, в долгосрочной перспективе эффект от покушения не стал решающим. Мало того, что Джо Байдена достаточно нагло выгнали из президентской гонки, заменив более обаятельным политиком без признаков деменции, так еще и о простреленном ухе Трампа все достаточно быстро забыли.
Дошло до того, что Мелания Трамп в ходе пиар-акции своей автобиографии, призвала не молчать о преступлении против ее мужа. Конечно, книга о жизни экс-модели, а также экс-первой леди США тоже является своеобразным пиар-ходом. Иначе зачем было выпускать ее всего за пару месяцев до голосования? Но очевидно, что этого недостаточно.
Вице-президент Камала Харрис стала сильным противником для Трампа. Сразу после ее выдвижения в качестве кандидата ее рейтинг уже был статистически выше, чем у республиканца. Отрыв составлял около 4% при погрешности 3%. Хотя тут нужно признать, что такие данные – еще не гарантия. В свое время Хилари Клинтон тоже пророчили большее количество поддержки на президентских выборах, чем у Трампа, однако победил в итоге последний.
После теледебатов, которые состоялись 10 сентября, отрыв значительно увеличился. Результаты опроса Reuters и Ipsos показывают, что за Харрис готовы проголосовать 47% респондентов, за Трампа – 42%. А вот среди респондентов, которые хоть что-то слышали о дебатах, 53% отдали победу на них Харрис и 24% Трампу.
Удивительно, но всего через пять дней после провальных для республиканца теледебатов, произошло еще одно покушение. Сможет ли оно так же, как и первое, поднять рейтинг Трампа на десяток процентов? И не станет ли такая практика "черного пиара" повсеместной, из-за чего в последствии произойдет радикализация американского общества?
Как рассказал политолог Андрей Тихонов в беседе с Baltnews, даже первое покушение на Трампа показало, что влияние таких инцидентов на рейтинги кандидатов невелико. В моменте покушение может повлиять на избирателя, но быстро отходит на второй план после того, как возникают новые инфоповоды.
"В принципе стрельбой в США, стране со свободой владения оружием, никого не удивишь. Многие американские президенты становились жертвами покушений и политических убийств. Но в последнее время с ростом индустрии безопасности такие инциденты воспринимаются как нонсенс и заставляют лишь задумываться о том, за что "безопасники" получают такое финансирование. Вряд ли можно считать покушения на Трампа симптомом радикализации американской политики. В обоих случаях действовали одиночки с неясными мотивами. Это больше похоже на Ли Харви Освальда (игрушку спецслужб), чем на IRA", – заметил Тихонов.
Логика покушений не найдена
Второе покушение на Дональда Трампа обсуждают во всем мире, и все чаще звучит мысль о том, что оно постановочное. Казалось бы, зачем Камале Харрис устранять своего оппонента, если он значительно уступает ей в рейтингах? Но и полностью отрицать возможность того, что Трампа хотят радикально убрать с политической арены, нельзя.
Разумеется, покушения всегда были частью политической борьбы. И Трамп далеко не первый из президентов США, кто столкнулся с подобным. Франклин Pузвельт в 1933 году, Гарри С. Трумэн в 1950 году, Джеральд Форд в 1975 году, Pональд Pейган в 1981 году и Джордж Буш-младший в 2005 году тоже прошли через покушения на свою жизнь. Были и менее удачные примеры, когда стрелок достигал успеха, например, Джон Кеннеди в 1965 году. Также не стоит забывать, что до него были убиты такие президенты США как Авраам Линкольн, Джеймс Гарфилд, Уильям МакКинли.
Но все же последний случай, когда покушение на жизнь президента или кандидата выносилось на публичное обсуждение, был в далеком 2005 году. Прошло почти 20 лет, за которые американское общество претерпело колоссальные изменения. Произошла массовая либерализация и начало казаться, что такие агрессивные методы политической борьбы возможны где-нибудь в станах третьего мира, но уж точно не в "светоче демократии".
Председатель коллегии АНО "Центр Исследований и Развития Евразийства" Юрий Самонкин считает, что американцам нужно привыкать, что теперь любая политическая борьба будет проходить под звуки выстрелов. Их предки во времена Линкольна уже пережили такое. А сейчас, даже когда можно победить оппонента при помощи СМИ, снова используют радикальные методы – насилие, попытки убийства.
"Текущая предвыборная кампания в США напоминает сюжеты голливудских блокбастеров со стрельбой, взрывами и заговорами. Начинает казаться, что это самые скандальные и самые радикальные выборы за всю историю страны. Впрочем, ожидалось чего-то большего от нового покушения на Трампа, ведь всплыла информация, что преступник использовал Ак-47. Вот он "русский след", которого так не хватало американским политикам! Но оказалось, что за покушением стоял обычный местный радикал, и логика этого события окончательно потерялась", – рассказал эксперт в беседе с Baltnews.
Участник Изборского клуба напомнил, что второе покушение на жизнь кандидата в президенты произошло не в какой-нибудь стране Ближнего Востока, где у власти стоят радикалы, а в США. И в широком смысле это не только повод для черной иронии, но и падение рейтинга этой страны на геополитической арене. Глядя на фарс американской предвыборной кампании, многих еще больше оттолкнет гегемония США. Причем уже неважно, какая партия выиграет эту гонку. Скандалы вокруг американских выборов будут продолжаться, все сильнее роняя авторитет этой страны в глазах мировой общественности.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.