Газа, Ливан, теперь и Иран: конфликт с Израилем разгорается все ярче

Израильский авиаудар в южном пригороде Бейрута, Ливан, 28 сентября 2024 года
© AP Photo / Hussein Malla

Любовь Безродная

Запад поспешил осудить Иран за ракетную атаку на Израиль. Тегерану уже пригрозили усилением санкционного давления и дальнейшей эскалацией конфликта. А действия Израиля как будто не ведут к началу полномасштабной войны на Ближнем Востоке?

Вечером 1 октября 2024 года Иран начал атаку на Израиль, запустив сотни ракет. Это произошло всего через сутки после того, как Тель-Авив вторгся в южный Ливан, убив четырех лидеров военных группировок. Среди погибших: начальник службы безопасности Народного фронта освобождения Палестины (НФОП), лидер ХАМАС вместе со своей женой, сыном и дочерью, лидер "Хезболлы".

Западные СМИ, повторяя за руководством Израиля, называют это войной, хотя атаку на Ливан именовали "наземной операцией". Да и в целом подход к освещению событий у них сильно отличается.

Что произошло?

После первой волны ударов по Израилю, в ходе которой было запущено около 400 ракет, экстренные службы сообщили, что пострадавших нет. Позже появились сообщения об одном погибшем, которого убило обломком ракеты. Эту тему сразу же подхватили западные СМИ, рассказывая о жертвах иранской атаки. При этом тот факт, что в результате "наземной операцией" в Ливане всего за сутки погибло более 55 человек, если и упоминали, то вскользь. Сразу видно – непредвзятая пресса!

Результат атак говорит сам за себя. Выпустить за ночь 400-500 ракет, из-за которых погибнет только один человек, – потрясающий результат. Он говорит либо о филигранной работе, либо о низкой эффективности ракетных ударов.

По данным Корпуса стражей исламской революции (КСИР), целью были важные военные и разведывательные объекты на территории Израиля. Иранская сторона отмечает, что удары были нанесены по:

  • району Нецарим в секторе Газа, в ходе которого были поражены израильские танки;
  • по двум базам ВВС Израиля;
  • штаб-квартире израильской разведслужбы "Моссад".

В результате обстрела оказались поражены 20 израильских самолетов F-35, газовые платформы в районе Ашкелона, ну и танки в секторе Газа. По сути, теракт, который произошел в Тель-Авиве накануне, оказался более кровопролитным, чем вся массированная атака Ирана.

При этом Тегеран использовал гиперзвуковые ракеты Fattah, которые и уничтожили ПРО Израиля Arrow-2 и Arrow-3. Также военные эксперты CNN сообщают, что Иран применил модификации баллистической ракеты Shahab-3.

Важно отметить, что Иран предупредил об атаке на Израиль Россию и проинформировал об этом США через дипломатические каналы незадолго до пуска ракет. И изначально пресс-секретарь Пентагона Патрик Райдер сообщил, что американские эсминцы принимали участие в отражении атаки. Правда, потом в иранских СМИ заявили, что корабли военно-морских сил Америки не смогли перехватить ракеты, выпущенные в направлении Израиля. Неловко получилось.

С другой стороны, Израиль утверждает, что атака Ирана провалилась, и большинство ракет было перехвачено. Но тогда возникает вопрос: почему Запад так всполошился из-за "неудачной атаки", которую с такой легкостью отбили?

Реакция общественности

После того, как Тель-Авив начал "наземную операцию" в Ливане, в результате которой всего за один день погибло около 55 человек (а если брать данные за последние две недели, то жертвами этого конфликта стала почти тысяча человек), западные СМИ рассказали лишь о "малых и ограниченных действиях" со стороны Израиля.

А вот после того, как Иран ответил на убийство лидера "Хезболлы", мировая общественность в лице коллективного Запада внезапно вспомнила о том, что насилие – плохо и нужно способствовать урегулированию конфликта. Разумеется, за счет давления на Тегеран. 2 октября 2024 года реакция разных сторон уже была вполне определенной:

  • в США пресс-секретарь Белого дома заявила, что Америка ужесточит санкционный режим против Ирана;
  • Франция придерживается более нейтральной позиции хотя бы на словах – Эммануэль Макрон попросил Израиль быстрее завершить все свои военные операции, но при этом также осудил Иран за "нападение";
  • канцлер Германии Олаф Шольц призвал немедленно прекратить нападение на Израиль, а также предупредил, что Иран рискует накалить обстановку во всем регионе до взрывоопасной точки (о нападении Тель-Авива на Газу или Ливан Шольц почему-то не упомянул);
  • Совет Безопасности ООН анонсировал проведение в Нью-Йорке экстренного заседания по Ближнему Востоку;
  • Белый дом уже начал переговоры с Израилем о возможном ответе на массированный ракетный удар Ирана.

На данный момент подвести итоги по обострению конфликта на Ближнем Востоке сложно, поскольку информация с разных сторон поступает слишком противоречивая. Например, в КСИР заявляют, что 90% выпущенных ракет успешно поразили свои цели, а вот в Израиле считают, что атака Ирана провалилась.

Отчасти эта информация подтверждается – по штаб-квартире Моссада были выпущены десятки ракет, но ни одна из них так и не упала на территорию комплекса. Впрочем, даже провальной атаки достаточно, чтобы превратить вялотекущий конфликт в масштабную региональную войну.

Прогноз эскалации

"Есть две противостоящие стороны – Израиль и Иран. Из этих двоих больше всего эскалировать конфликт готов именно Израиль. 7 октября прошлого года там был страшный теракт. Тель-Авив дал непропорциональный ответ – десятки тысяч трупов. Единственной силой, которая в данном случае отреагировала полноценно на эти действия, оказался Иран", –сказал Baltnews эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Руслан Сафаров.

"Международное положение Нетаньяху очень шаткое. Его практически в любой момент могут признать военным преступником. Это нужно учитывать, поскольку, говоря об Израиле, я говорю не обо всей стране, а о Нетаньяху. Цель такой эскалации конфликта – втащить в него США", – добавил он.

Политолог отметил, что за неделю с 360 квадратными километрами в Секторе Газа Израиль ничего не смог сделать. Поэтому Нетаньяху нужно затащить американцев и прикрыть свои позиции. Иран, который в этот раз дал серьезный ответ, хочет дождаться выборов в США. Если на них победит Дональд Трамп, то это будет война, а если Камала Харрис, то появится возможность договоренности между Тегераном и Вашингтоном.

"С демократами иранцы могут иметь отношения, первая "ядерная сделка" – яркое тому подтверждение. Трамп это все отменил. Сейчас есть шанс договоренности возродить. Условия для американцев будут простыми – скорее всего, посадят Нетаньяху (либо его вывозят в Гаагу). Параллельно с этим все смотрели на иранские ракеты, но в это же время появилась новость о том, что в Норвегия инициировала процесс международного признания Палестинского государства, причем ее поддерживает ряд европейских и ближневосточных стран. Это дополнительный элемент давления на Тель-Авив", – отметил Сафаров.

"Если у власти Харрис, то у США может появится договор с Ираном, а на Израиль дополнительное давление. Если будет победа Трампа, то для региона это крайне плохо. Позиция Трампа предельно жесткая. Он полностью поддерживает кабинет Нетаньяху. Скорее всего, у него тогда будут полностью развязаны руки", – добавил он.

Руслан Сафаров считает, что при победе Трампа есть большая вероятность сигнала для Тель-Авива от Белого дома в стиле "делайте что хотите". Это может быть сделано для того, чтобы Трамп приходил к власти в наиболее сложных условиях, когда на Ближнем Востоке будет развиваться полноценная война.

"При этом иранцы еще ждут, и они готовы разговаривать. Полноценной, полномасштабной войны Тегеран тоже не очень хочет – вчерашний удар показал, что в обороне у них все не так хорошо, как хотелось бы. И в случае открытого конфликта Иран-США, ИРИ будет, мягко говоря, тяжеловато. Поэтому сейчас в регионе идет балансирование. И определяться все будет 5 ноября", – резюмировал политолог.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме