Российские базы в Сирии – гарант стабильности Арабской Республики, уверен бывший дипломат, профессор кафедры востоковедения МГИМО Александр Крылов.
"Наши базы стабилизировали там ситуацию: во-первых, подавили исламистов, во-вторых, при [бывшем президенте] Башаре Асаде Сирия не представляла ни для кого региональной угрозы. Если европейцы и американцы заинтересованы сохранить стабильность, наши базы будут там по-прежнему присутствовать. А если будет обратное, Сирию ждет печальный конец, как судьба Ирака, Ливии, Судана – дальнейшее кровопролитие и гражданская война", – считает Крылов.
При этом глава европейской дипломатии Кая Каллас придерживается обратного мнения: Брюссель будет договариваться с новыми сирийскими властями об упразднении российских баз и российского влияния в стране. Об этом стало известно в прошедшем 2024 году, когда Каллас анонсировала открытие диппредставительства ЕС в Дамаске в начале 2025 года, а также запуск ежегодной конференции доноров по Сирии.
По мнению востоковеда Александра Крылова, Евросоюз давно заинтересован в Сирии как самой удобной территории для перекачки нефти из арабских стран Персидского залива в Европу.
"Поскольку от российских энергоресурсов европейцы отбрыкиваются, это не означает, что они в них не нуждаются. Соответственно, Ближний Восток остается самым ближайшим пунктом, откуда можно выкачивать энергоносители", – пояснил востоковед.
Также ЕС стремится установить свое влияние в Сирии из-за страха столкнуться вновь с новым потоком мигрантов. В том числе для этого они готовы организовать финансовые вливания союзников и смягчение санкционной политики без потери рычагов давления на Дамаск, считает Крылов.
"Больше всего Европа боится очередной волны миграции из Сирии. Эта миграция может составить около трех миллионов человек. С учетом того, что к власти в Сирии пришли радикальные исламисты. Сейчас там самыми незащищенными слоями остались: алавитское население и сирийские христиане. Ни тем, ни другим хорошей жизни в этой стране не представляется", – отметил Крылов.
"Поэтому Европа боится наплыва новых сирийских беженцев. Сейчас им выгодно вступить в контакт с новыми властями для того, чтобы убедить их при помощи денег и прочего, чтобы не было эмиграции в Европу. А заодно и нам насолить. Такие русофобы типа эстонки Каллас ищут повод заодно поднять вопрос о прекращении существования российских баз в Сирии", – отметил эксперт.
Однако вряд ли европейцы смогут утвердиться в Сирии. Все, что они могут, – создавать донорские комитеты, а для большего, по словам востоковеда, у Брюсселя "силенки слабоваты". По оценкам ООН, для восстановления страны необходимо около $400 млрд. Таких сумм нет не просто у Европы – их нет у всего мира. Новое сирийское правительство будет со всеми торговаться и выбирать, кто им более выгоден, заключил эксперт.