Новые заградительные пошлины, которые Брюссель может задействовать против Китая, не решат проблему отставания в конкурентоспособности. Более того, они могут нанести вред и самой экономике еврозоны.
Торговый дисбаланс между ЕС и Китаем достигнет рекордных 300 млрд долл. в 2025 году. Китайский экспорт в Европу более чем вдвое превышает импорт. Не помогают даже заградительные меры, которые Брюссель последовательно усиливает в последние годы против китайской продукции.
Конечно, возможности торговых барьеров как инструмента еще не исчерпаны полностью. Более того, в Европе все чаще говорят, что вводить их в любом случае придется. Президент Франции Эммануэль Макрон прямо говорил об этом 7 декабря. Но поможет ли это?
Дракона закрытой форточкой не остановить
Глава Франции, который недавно побывал в Пекине с рабочим визитом, не просто так призывал инвестировать больше в предприятия на территории Пятой республики. Более того, Макрон даже заявил, что нужно создавать условия для роста прямых китайских инвестиций в экономику Евросоюза.
По данным французского казначейства, дефицит Франции в товарной торговле с Китаем составил около 54,7 млрд долл. В то же время профицит "Поднебесной" в товарной торговле с Евросоюзом достиг почти 143 млрд долл. за первые шесть месяцев 2025-го, а это новый исторический рекорд за полугодие.

В связи с этим, как пишет Bloomberg, ЕС готовит комплекс заградительных мер для устранения торгового дисбаланса, в том числе создание центра экономической безопасности и предложение условий для привлечения инвестиций. Причина – конкуренция со стороны китайского экспорта снизит темпы роста европейской экономики.
- Рост китайского импорта может уже к 2029 году "поглотить" рост ВВП Германии, Испании и Италии.
- В Еврозоне под угрозой окажется почти 50 млн рабочих мест.
Все это – на фоне и без того ухудшающихся показателей на рынке труда Старого Света, где Германия ежемесячно теряет до 10 тысяч рабочих мест на промышленных предприятиях. Проблему усугубляют недооцененный юань, удешевляющий китайский экспорт, а также растущая зависимость Европы от китайского сырья и технологий. Последнее приобретает все более пугающий по масштабам характер. Это лучше всего видно на примере ветрогенерации Евросоюза.

С одной стороны, на ключевых рынках, таких как Германия, Франция, Великобритания, Нидерланды, доминируют европейские производители: Vestas (Дания), Siemens Gamesa (Германия/Испания), Enercon (Германия) и американский GE. Но при этом вся европейская ветроэнергетика тотально зависит от китайских компонентов и сырья.
Более 90% мировых поставок редкоземельных магнитов, необходимых для высокоэффективных генераторов с прямым приводом (PMDD), контролирует Китай. Большинство европейских производителей, включая те же Siemens Gamesa и Vestas, всецело полагаются на эти поставки.
Пошлины не дают эффекта
Остроты ситуации придает своего рода безысходность и со стороны самого Китая. Экономика ЕС стоимостью 20 трлн долл. является одним из немногих рынков, способных заменить США, куда из-за пошлин стало гораздо труднее попасть.
Это значит, что китайские компании, если они хотят сохранять выручку на текущих уровнях, должны делать все, чтобы сохранить присутствие в Старом Свете. И надо признать, у них это неплохо получается, несмотря на различные преграды, которые Брюссель выставляет в последние годы.
С октября 2024-го в ЕС действуют пошлины на китайские электромобили. Они добавляются к стандартной импортной пошлине в 10% и в совокупности могут достигать 45,3%.
- BYD: 17%;
- Geely: от 18% до 20%;
- SAIC: 35,3%;
- Tesla (произведенные в Китае): 7,8%.
В конце 2024-го ЕС ввел полный запрет на продажу товаров, произведенных с применением принудительного труда. В первую очередь, это затронуло продукцию из Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая (легкая промышленность, особенно производство текстиля).
Вводились и действуют антидемпинговые пошлины на различные виды стали и жести из Китая. Например, окончательные антидемпинговые пошлины на жесть были установлены в размере 13-62%.
При всем этом с 2023-го работает регламент ЕС об иностранных субсидиях (FSR), который официально против китайской продукции на рынке ЕС не направлен, но де-факто является инструментом, который позволяет сокращать объемы импорта того или иного типа товаров из КНР.

"Европа столкнулась с вызовом, который нельзя решить одними пошлинами. ЕС уже ввел тарифы от 17% до 35% на китайские электромобили, добавил пошлины на строительную технику и другие товары. Но китайские производители продолжают наращивать присутствие в Европе, а европейские компании несут потери от ответных китайских мер – пошлин на коньяк, свинину и молочную продукцию", – рассказал в комментарии для Baltnews ведущий аналитик AMarkets Игорь Расторгуев.
Сейчас идут переговоры о замене пошлин на минимальные цены для китайских товаров. Это более разумный подход, чем торговая война. Но суть проблемы, считает Игорь Расторгуев, не в китайских субсидиях, а в том, что европейская промышленность утратила конкурентоспособность в целом ряде отраслей. Пошлины дают лишь временную передышку, но не решают вопрос инноваций и производительности. Европе нужна серьезная промышленная стратегия, а не просто защитные барьеры.
Сопротивление как форма мазохизма
ЕС выделил почти 3,5 млрд долл. на следующий год, чтобы помочь преодолеть зависимость от китайского сырья. Но такие проблемы нельзя просто "завалить деньгами". Нужно не просто выстраивать целую цепочку более дешевого производства (с наличием источников сырья, как у КНР), но и прорабатывать соответствующие условия в законодательстве европейских стран, налаживать взаимодействие предприятий с банковским сектором, менять налоговую политику и массу других деталей. На это уходят не годы, а десятилетия. Однако что-то делать следовало бы уже сейчас.

Как рассказал в комментарии для Baltnews экономист, директор Института нового общества Василий Колташов, в скором времени ЕС действительно может начать новый этап запрета китайских товаров на своем рынке. Но проблема в том, что вводить заградительные пошлины Европе будет тяжело в машиностроении, химической продукции, промышленном оборудовании и электронике.
"Брюссель не делал этого раньше и не хочет в полной мере делать это сейчас по одной очень простой причине. Он боится гнева внутри ЕС – от национальных правительств, евроскептиков и от простых граждан европейских стран, для которых из-за заградительных пошлин товары почти во всех сегментах станут еще дороже.
Стоимость жизни в ЕС и так растет – в отличие от доходов населения – а новые пошлины против китайской продукции сделают ее еще дороже для потребителя. В таких условиях у евроскептиков сильно повысится электоральный рейтинг. Это уже видно на примере Словакии, Венгрии, отчасти Чехии и даже Румынии, где Брюсселю все-таки удалось подавить появление нелояльного к нему правительства в ходе перевыборов", – считает эксперт.

Колташов напомнил: заградительные пошлины, как показывает история, превосходно работают – но только в стране, где уже есть свое эффективное производство. А в Европе его попросту нет – учитывая дороговизну энергии, а также излишнюю бюрократию (которую активно приумножает Еврокомиссия и другие институты ЕС в рамках внутриполитической борьбы за власть).
"Это хорошо видно на примере США, где торговые барьеры выстроили, но альтернативы китайской продукции по такой же цене в достаточной мере нет. Причина – у Вашингтона до сих пор не вышло создать эффективное производства всего и вся. У Европы в этом плане ситуация еще хуже, поскольку у нее нет такого же количества природных ресурсов, как у Соединенных Штатов. Закрыв европейский рынок от китайских товаров, ЕС не спасет себя. Он просто сделает так, что рынок в еврозоне окажется пустым", – заключил эксперт.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
