Идеи поиска мира не обнаружено: главные итоги Мюнхенской конференции

Глава европейской дипломатии Жозеп Боррель, премьер-министры Швеции и Эстонии Ульф Кристерссон и Кая Каллас на Мюнхенской конференции по безопасности, 19 февраля 2023 год, Мюнхен
THOMAS KIENZLE

Алексей Языков

Мюнхенская конференция не столько обсуждала вопросы мира и безопасности, сколько главную проблему Запада – нехватку артиллерийских снарядов.

Эстонский премьер Кая Каллас на Мюнхенской конференции по безопасности пыталась убедить присутствующих в том, что "Украина должна победить, а агрессор должен быть повержен".

Но большинство высокопоставленных участников этой встречи, наученных не особенно верить лозунгам, было больше озабочено тем, где бы еще найти снаряды для украинских и собственных пушек, как выкрутиться из кризиса без сокрушительных потерь для Запада.

Вопрос снарядов, а – точнее говоря – их острой нехватки, и в самом деле стал ключевым на Мюнхенской конференции по безопасности, где было произнесено немало речей, больше похожих на набор примерно тех же бессмысленных лозунгов, с которыми отправилась на эту встречу Кая Каллас.

Самое интересное и намного более конкретное происходило, как обычно, на встречах в узком кругу за закрытыми дверями и потому, конечно, не попало на страницы газет и в новостные ленты. Но и по публичным выступлениям некоторых лидеров можно сделать интересные и, возможно, неожиданные выводы. И один из них заключается в том, что конференция, считающаяся чуть ли не важнейшим форумом западной политической элиты, еще никогда не была настолько искренней.

Так, никто не призывал Россию способствовать "выполнению Минских соглашений", которые, как выяснилось недавно из признаний сразу нескольких европейских лидеров, никто на самом деле на Западе и не хотел видеть выполненными – они были нужны лишь для того, чтобы ввести в заблуждение российское руководство и дать Киеву и НАТО время натренировать и экипировать достаточно большое количество солдат.

Никто (за очень редким исключением) не призывал к диалогу с Россией и к поиску путей к взаимопониманию, никто не говорил о необходимости разработать новые принципы гарантий безопасности в Европе. Как производить больше снарядов и где их взять в ближайшее время – это о многом говорящая и очень конкретная тема. Но с идеей поиска мира она совершенно не состыкуется. Зато как нельзя больше говорит об истинной сущности конференции в Мюнхене.

Европейским странам не следует считать проблемой истощение их арсеналов, так как эти запасы вооружений все равно изначально предназначались для того, чтобы воевать с Россией, как заявил очередной британский премьер Риши Сунак. Вот так. Просто, честно и без всяких там "мы стремимся к миру во всем мире".

Возможно, рядовые британцы и континентальные европейцы полагали, что оружие их страны производят и накапливают для нужд обороны, а оказывается – чтобы воевать с русскими. Пусть даже и чужими руками, в данном случае украинскими.

Правда, из слов Сунака можно сделать еще и тот вывод, что сама Британия и ее европейские союзники по НАТО ни с кем сражаться пока не собираются, раз готовы отдать все свои запасы снарядов Киеву. И с учетом этого непонятен призыв нового министра обороны Германии Бориса Писториуса "продемонстрировать России силу".

"Поскольку ни дипломатия, ни жесткие экономические санкции не изменили курс [президента России Владимира] Путина, правильным ответом является демонстрация нашей силы", – утверждал в Мюнхене германский министр, не пояснив где и как он собирается демонстрировать силу, но косвенно признав бессмысленность антироссийских экономических санкций.

Мюнхенская конференция опасна для мира

Борис Писториус, так же, как Кая Каллас и ряд других европейских политиков, считает, что "Украина должна одержать верх" в конфликте с Россией. При ближайшем рассмотрении лозунг кажется двусмысленными. Что делать, если она "должна", но не сможет, и значит ли это требование обязательно победить, что Киеву не поздоровится, если он не справится с таким вот условием Запада? И можно ли считать нарастание уровня агрессивности риторики западных лидеров признаком того, что дела у Киева идут все хуже?

"Конференция всегда была институцией НАТО. Единственной задачей ее организаторов было продемонстрировать несокрушимую евроатлантическую солидарность вовне, а внутри – дополнительно отстроить в режиме такой солидарности европейских членов НАТО по отношению к единственному лидеру, США", – прокомментировал событие заместитель председателя Совета Федерации России Константин Косачев, сам неоднократно в прошлом участвовавший в таких форумах.

"Российские и прочие ненатовские участники конференции неизменно оказывались некой "стенкой" для отработки ударов, как в теннисе или в тире, с незавидной ролью наглядной демонстрации превосходства "демократий", коими полагали себя натовцы, перед "автократиями", коими натовцы считали всех остальных. <…> Мюнхенская конференция опасна для мира", – отметил Косачев.

Сами участники мюнхенской встречи так, конечно, не считают. Но лозунги и призывы не могли скрыть тревоги, если не сказать страхов, западной политической элиты. Или, как замысловато описывает атмосферу форума корреспондент Politico, "предчувствия" неприятных перемен.

"Нельзя было не заметить что-то большее, чем намек на тревожное предчувствие, прорвавшееся сквозь завесу звучавших с главной сцены Мюнхенской конференции по безопасности заезженных заявлений о солидарности Запада и общности целей. Пока западные лидеры хвалят себя за щедрость по отношению к Украине, у вооруженных сил страны заканчиваются боеприпасы, снаряжение и даже люди", – описывает атмосферу конференции издание, известное своей враждебностью по отношению к России.

Похоже, спокойными и довольными в Мюнхене себя и в самом деле чувствовали только представители производителей вооружений. Заказов на снаряды у них, по всей вероятности, очень много. Собственно, снаряды и были главной темой встречи.

Как заявил генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг, темпы расходования боеприпасов на Украине сейчас превышают возможности их производства странами НАТО. По оценкам независимых военных экспертов, страны запада производят в общей сложности около 100 тысяч снарядов в месяц и имели ныне практически полностью исчерпанный запас в размере примерно в миллион снарядов плюс еще около 250 тысяч штук на складах в Израиле, которые, очевидно, также будут в ближайшее время опустошены.

Все это ушло или сейчас уходит Киеву, который "должен победить" и который требует все больше вооружений и как можно скорее для того, чтобы еще какое-то время хотя бы продержаться. Но снарядов для него нет. Россия тем временем трудностей с боеприпасами не испытывает, выпуская по противнику до 60 тысяч снарядов день.

Если и в самом деле считать количество боеприпасов критерием способности Запада отстоять свое лидерство, то участникам Мюнхенской конференции действительно есть из-за чего нервничать. В заявлении главы внешнеполитического ведомства Евросоюза Жозепа Борреля о том, что альянс должен начать промышленный "технологический блицкриг", чтобы обеспечить свои армии оружием и боеприпасами, ударение, очевидно, следует ставить на словах "свои армии". Свои, а не украинские вооруженные силы. 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме