Реакция Киева на доклад ООН: военнопленных пытать и убивать можно, но только российских

Украинский солдат держит автомат
© AFP 2024 / DIMITAR DILKOFF

Алексей Языков

Тема: Мир после СВО

Немногие европейские издания сообщили о докладе миссии ООН на Украине, обнаружившей множество случаев убийств и пыток военнопленных россиян. Но все же сообщили. И это, наверное, что-то значит.

В последнее время Евросоюзу все чаще приходится "слепнуть" при виде того, что вне контекста украинского кризиса непременно вызвало бы бурю возмущения во многих европейских столицах и гневные публикации правозащитных организаций. Вот и недавний доклад украинской миссии Управление ООН по правам человека о массовых пытках и убийствах пленных россиян украинскими националистами остался как бы незамеченным.

Лишь немногие европейские и украинские издания сообщили о выводах проверок, проводимых мониторинговой миссии ООН по правам человека на Украине, о которых отчиталась на недавней пресс-конференции в Киеве глава миссии Матильда Богнер. Организация Объединенных Наций "выразила глубокую озабоченность" установленными фактами внесудебных расправ и пыток военнопленных россиян украинскими военнослужащими на поле боя.

Богнер говорила и о якобы имевших место пытках, расстрелах на месте украинских военнопленных, совершенных военнослужащими группы "Вагнер", но осталось неясным, на основании чьих показаний или каких иных данных были сделаны выводы об этих примерно полутора десятках предполагаемых военных преступлений.

А вот многочисленные случаи расстрелов (более двух десятков точно установленных сотрудниками миссии ООН), пытки и "неподобающее отношение" к военнопленным россиянам доказывается на основании опроса многочисленных жертв и свидетелей. Заснятые на камеры телефонов самих исполнителей преступления украинских националистов, неоднократно попадавшие в глобальную сеть, не были единичными случаями проявления извращенного садизма извращенных психопатов.

По словам Матильды Богнера, почти половина из 229 российских военнопленных, опрошенных членами миссии, заявили о пытках или жестоком обращении. "Это часто совершалось сразу после захвата на поле боя, – сказала она. – Хотя нам известно о продолжающихся расследованиях украинских властей по пяти делам с участием 22 жертв, нам ничего не известно о привлечении к ответственности виновных".

Реакция киевских властей на доклад Богнер была без труда предсказуема и вряд ли кого-нибудь удивила, включая и саму главу миссии ООН, которой, вероятно, уже пришлось немало услышать о том, что она "играет на руку Кремлю". Министерство иностранных дел Украины отреагировало на сообщение, поблагодарив миссию за "документирование нарушений международного права Россией в ходе ее агрессии против Украины".

"В то же время считаем неприемлемым возложение ответственности на жертву агрессии. Согласно Уставу ООН, Украина имеет право на самооборону", – заявили в министерстве, не пояснив, каким образом роль жертвы оправдывает и вообще как-либо совместима с военными преступлениями.

В Киеве, как официально сообщается, рассчитывают, что миссия ООН "будет избегать любых шагов, которые могут быть истолкованы как приравнивание жертвы к агрессору". И там уверены, что "основанный на главенства права" Запад, как обычно, заткнет рот правозащитникам, включая и тех, что работают на ООН, и "не услышит" очередных свидетельств нарушений международных соглашений и военных преступлений "жертвы агрессивной России".

Многие правозащитные организации вдруг оказались "пособниками Кремля"

Так было в памятной истории с громким скандалом, последовавшим после публикации доклада Amnesty International, содержавшего критику действий украинских Вооруженных сил, размещавших боевую технику среди жилых домов, страдавших в результате ответного огня. Случилась буря возмущения самих украинцев и западных стран, где нашлось немало желающих поучаствовать в травле тех немногих правозащитников, которые просто старались быть объективными и нейтральными.

За тот же "грех" доставалось и организации Human Rights Watch, которую тоже никак не назовешь доброжелательно настроенной по отношению России. В своих публикациях организация указывала на то, что Украина широко использует противопехотные мины (это правозащитники еще о рассеивании мин "Лепесток" над Донецком не знали, вероятно), хотя подписала Конвенцию о запрещении противопехотных мин 1997 года. Любая критика и – тем более – обвинения в военных преступлениях, высказываемые в адрес "героически сражающегося" Киева немедленно объявляется происками Кремля, плодом деятельности "полезных идиотов", играющих на руку российской пропаганде.

Об этом, в частности, пишет обозреватель Джейми Деттер, хотя и не с точки зрения защиты объективности суждений об украинском кризисе, а с позиции права международных организаций сохранять нейтралитет и во время вооруженных конфликтов ради того, чтобы выполнять взятые ими на себя обязанности. Но официальный Запад отказывает им в этом праве, требуя занять сторону Украины и официально заявить об этом. Именно этого требуют, в том числе, от крупнейшего в мире движения "Красного креста и полумесяца", как пишет Деттер, цитируя президента этой организации Мирьяну Сполярич-Эггер.

Декларативно неукоснительно приверженный принципам гуманизма Евросоюз на все это молчит. А Киев стал просто отмахиваться от правозащитников, считая, что ему все будет прощено, разоблачения не получат юридического развития, а их авторов заставят замолчать. Иногда не получается. И стоит отметить, что такое случается все чаще. Действительно, лишь немногие средства массовой информации Европы сообщили о докладе Матильды Богнер, но это были довольно авторитетные издания, и еще несколько месяцев назад подобные "откровения" вряд ли могли случиться. Что-то меняется.

Дело, вероятно, отчасти в том, что Запад забеспокоился насчет собственного имиджа объективного "судьи" и имиджа в общем-то подконтрольных ему правозащитных международных организаций (не считая тех, что объединяют врачей, конечно), которые в прошлом активно использовались для продвижения "правильных" нарративов и "истинных" ценностей.

Заставить их тоже перестать замечать преступления киевского режима означает подорвать к ним доверие всего мира, что в будущем принесет намного больше ущерба, чем мог бы принести выгоды сегодняшний отказ от нейтралитета и объективности.

Срабатывает, вероятно, и то, что "широкую общественность" начала утомлять рисуемая властями и подконтрольными им средствами массовой информации примитивная черно-белая картина происходящего на Украине и вокруг нее, схема "злобные русские убийцы против гуманных украинских защитников демократии" работает все хуже.

Кроме того, когда украинский кризис завершится вовсе не так, как он должен по замыслу авторов черно-белой картины завершиться, у них будет возможность заявить, что-нибудь вроде "Киев сам виноват. Смотрите, что они, оказывается, вытворяли. А мы ведь так искренне в них верили".

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме