Потерявшая миллиардные инвестиции из-за антироссийских санкций финская государственная энергетическая компания Fortum обвинила своего бывшего партнера по строительству ветрогенераторных станций в России, датское предприятие Vestas, в том, что та использовала антироссийские настроения, чтобы не платить по счетам.
Один из многих случаев разрушения взаимовыгодных деловых связей между европейскими деловыми кругами из-за конфронтации Евросоюза с Россией приобрел особое значение лишь потому, что конфликтующие компании привлекли к разбирательству свои правительства и средства массовой информации. В ход пошло "новое оружие" недобросовестных бизнесменов – обвинение кредитора в нарушение санкций. Спор приобрел политическую окраску.
Конфликт между финской Fortum и датской Vestas стал лишь одним из сотен, если не тысяч разбирательств между западными компаниями, потерявшими свои активы в России. Но проданные за бесценок или оставленные фактически на волю судьбы (и российских властей) предприятия были только первой волной потерь.
Второй стало разрушение связей и последовавшие вследствие этого убытки из-за споров между самим европейскими и американскими компаниями, сотрудничавшими при выполнении подрядов или совместных проектов в России. Не все они, естественно, выносятся на рассмотрение арбитражных судов, но практически все они причиняют немалые убытки.
Пример финской и датской компаний получил широкую огласку как в российских, так и европейских региональных средствах массовой информации в силу того, что за спиной хорошо известной и в России, и в Эстонии энергетической компании Fortum стоит финское правительство, а также потому, что датчане попытались воздействовать на Хельсинки посредством дипломатического давления и вовлечения в конфликт средств массовой информации.
Суть спора вкратце состоит в том, что датчане отказываются от выплаты компенсации финнам за непоставленные турбины для ветрогенераторов электростанций в России (три в Самарской области и одна в Волгоградской), которые подрядилась построить Fortum, так как это якобы означало бы нарушение режима санкций. В комментариях для радио Дании генеральный директор Vestas Хенрик Андерсен заявил, что он "удивлен" решением Fortum передать дело на сумму в 201 миллион евро на рассмотрение арбитража Международной торговой палаты в Стокгольме.
"Мы шокированы тем, что государственная компания таким образом открыто оспаривает антироссийские санкции", – сказал Андерсен в интервью уже финской Yle. Датская компания связалась с министерством иностранных дел и послом Дании в Финляндии. Как минимум один датский политик, председатель местной радикальной партии Мартин Лидегор "проглотил наживку" и призвал придерживаться санкций Евросоюза против России.
"Fortum будет активно защищаться от ложных заявлений бывшего делового партнера Vestas о том, что она нарушила санкции против России в коммерческом споре между двумя скандинавскими компаниями, – ответили финны на обвинение недобросовестного датского партнера в недавнем пресс-релизе. – В настоящее время Fortum ведет арбитражное разбирательство ICC (Международная торговая палата) в Стокгольме против Vestas. Арбитраж связан со спором о нарушении договорных обязательств в связи с бывшими проектами ветряных электростанций в России. Обе компании заключили контракт до российского вторжения в Украину и до того, как в 2022 году были введены энергетические санкции против России".
Симпатии добросовестного европейского бизнеса на стороне финнов
Еврокомиссия отказалась комментировать громкое дело о споре между датчанами и финнами, заявив, что "не является стороной арбитражного разбирательства". Стоит отметить, что европейские деловые круги более склонны разделить точку зрения финнов. Никому не нравится, когда деловые партнеры нарушают свои обязательства, да еще и делают это под политическим предлогом. А в данном случае в пользу Fortum работает еще и тот фактор, что доносительство и обвинения в нарушении в многочисленных, запутанных и очень трудно поддающихся арбитражному разбирательству дела в последнее время получили довольно широкое распространение и используются недобросовестными бизнесменами для причинения убытков конкурентам или кредиторам.
Брюссель фактически поощряет доносительство в рамках развернутой им кампании контроля исполнения антироссийских санкций, выявления и наказания лиц в странах Евросоюза, нарушающих эти санкции. Разрабатываемый сейчас в Еврокомиссии очередной, уже одиннадцатый по счету пакет санкций против Москвы, как сообщается, будет нацелен в первую очередь на то, чтобы ужесточить соблюдение ранее уже введенных карательных мер.
Можно не сомневаться в том, что эта кампания причинит немало вреда европейскому бизнесу, в полной своей красе продемонстрировав солидарность в "борьбе с российской агрессией". Если можно использовать тот повод, чтобы не платить по счетам, он будет использован. Так что разбирательство между Fortum и Vestas, а точнее говоря, решение, которое примет Стокгольмский арбитраж, станет прецедентным.
"Коммерческий спор касается проектов строительства в России нескольких ветропарков с более чем 50 ветряными установками, за которые Fortum уже выплатил Vestas значительные авансовые платежи, – поясняет финская компания. – Vestas не выполнила свои договорные обязательства и тем не менее отказалась погасить авансовые платежи и другие расходы, связанные с проектом. Fortum в течение нескольких месяцев вел многочисленные обсуждения и переговоры с Vestas с целью найти взаимоприемлемое решение. Поскольку переговоры не увенчались успехом, у Fortum не осталось иного выхода, кроме как обратиться в арбитраж".
Fortum, как сообщали российские средства массовой информации, в соответствии с антироссийскими санкциями с мая прошлого года сворачивает свой бизнес в России, где владела активами на общую сумму примерно в 1,7 млрд евро. Большую часть этих денег компания, вероятнее всего, потеряет. Общие убытки финского бизнеса из-за санкций, по подсчетам издания Helsingin Sanomat превышают 4 млрд евро.
Сотни миллионов потеряли строительная компания YIT, производитель автомобильных шин Nokian Tyres, авиаперевозчик Finnair. Но на Fortum приходится львиная доля общих потерь Финляндии. Компания понесла также болезненные убытки из-за банкротства и национализации в Германии принадлежавшего ей крупного предприятия Uniper, поставлявшего немцам российский природный газ и имевшего долю в проекте "Северный поток-2".
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.