Официальный Таллин прилагает немало усилий, чтобы в глазах общественности придать любым деловым отношениям с Россией если не криминальный, то аморальный "оттенок". Искусственно раздутый скандал из-за супруга премьер-министра страны, который, как утверждается, получал какие-то доходы от торговли с российскими компаниями – лишь один из примеров "дерусификации" эстонской экономики. Невзирая на очевидные убытки и здравый смысл, местных предпринимателей пытаются вынудить разорвать все контракты с россиянами.
И речь идет даже не о деловых отношениях, которые прямо или косвенно подпадают под запретительные санкции, а, по-видимому, вообще обо всех и любых деловых связях. Выяснения, какие компании и почему еще не свернули свои дела в России, напоминает охоту на ведьм, а в некоторых случаях и откровенную травлю предпринимателей. Местные средства массовой информации цитируют чиновников, которые с непонятной гордостью сообщают о сокращении оборота товаров и услуг с Россией, словно бы не понимая, какой ущерб это приносит частному бизнесу.
С досадой отмечается, что общая стоимость эстонского экспорта в Россию не сократилась, оставшись на докризисном уровне примерно в 60 млн евро в месяц. Но налогово-таможенный департамент "оправдывает" это тем, что, хотя объемы экспорта сократились, из-за инфляции выросли цены вывозимых товаров. А кроме того – это в основном реэкспортируемая и транзитная продукция производителей других стран Евросоюза (до 75% всего эстонского экспорта, как утверждается). Подтекст такой, что Эстония вроде как не "дает спуску" Москве, но вот европейские союзники подводят, продолжают вести дела с "агрессором".
Похоже, сиюминутная сомнительная политическая выгода и очевидная русофобия мешают эстонским властям думать о будущем. Когда-нибудь (и возможно даже скорее, чем может предполагать Таллин) геополитические потрясения и кризис в отношениях между Евросоюзом и Россией обязательно сойдут на нет, и насущные потребности экономики и торговли вновь возобладают.
Трудно себе представить, в каком положении окажется Эстония, разорвавшая все деловые связи с соседней державой. Особенно если учесть, что одно из немногих ценных качеств маленькой прибалтийской республики в глазах европейских предпринимательских кругов состоит как раз в том, что она занимает выгодное географическое положение на перекрестке торговых путей. Вероятно, правы те эстонские обозреватели, которые предупреждают о риске превратиться в "тупиковую станцию" Евросоюза.
Тем временем в центре альянса вовсе не стремятся в ущерб себе полностью свернуть торговлю с Россией. Более того, на ряде особенно чувствительных для Евросоюза направлений обороты не сокращаются, а существенно растут. Брюссель, как известно, ввел более десятка тысяч различных санкций против России, разбив их на одиннадцать пакетов, но не "замахивался" на те российские товары и услуги, без которых если и может обойтись, то не сейчас и без риска для ключевых отраслей, включая энергетику.
Немало написано и сказано о том, какие гигантские убытки несут страны альянса, его предприниматели из-за антироссийских санкций, и о том, что восстановить свои прежние, выигрышные позиции на российском рынке европейские компании уже не смогут. Значительно меньше принято говорить о том, на каких направлениях продолжается активное сотрудничество.
Поставки российского СПГ превысили докризисный уровень
Об одном из таких направлений не так давно сообщали с "праведным возмущением" некоторые антироссийские настроенные европейские издания. Иные же публиковали новость о том же самом, о росте продаж российского сжиженного природного газа с пониманием и одобрением. Хотя и не без иронии упоминая о том, что именно с помощью России страны Евросоюза пополняют свои запасы газа перед наступлением холодов ради "борьбы с зависимостью" от российских поставок этого самого газа. Официальная похвальба способности Брюсселя быстро наладить альтернативные российским поставки из США и Катара, других стран мира на поверку пока оказываются по большей части просто пропагандой.
Так, британская Guardian сообщила о недавних исследованиях состояния европейского рынка природного газа, отметив, что с января по июль этого года страны Евросоюза на 40% увеличили свои закупки сжиженного газа в России, доведя их в общей сложности до 22 миллионов кубов. В 2021 году европейские компании импортировали только 15 миллионов кубов.
По данным аналитической, консалтинговой компании Kpler, отслеживающей морские и танкерные перевозки, страны Евросоюза закупили более половины российского СПГ на рынке за первые семь месяцев этого года. Испания и Бельгия, ставшие основными воротами для поставок газа в Европу, оказались вторым и третьим после Китая покупателями российского газа.
"Страны альянса сейчас покупают большую часть поставок из России, поддерживая один из наиболее важных источников дохода Кремля", – процитировало британское издание Джонатана Норонья-Ганта, старшего активиста антикоррупционной группы Global Witness. Поставки газа по трубам из России в результате санкций Евросоюза и ответных мер Москвы упали до исторического минимума, но, восполняя дефицит, импортеры резко увеличили закупки СПГ, против которого Брюссель предусмотрительно не вводил санкции.
Этот факт, естественно, до крайности возмущает антироссийские круги, но заставить европейские власти перекрыть этот кран они не могут, несмотря на причитания и демагогические призывы. Власти Испании и Бельгии заявили, что "аморальные" показатели импорта российского газа отражают не объемы их национальных закупок, а обороты импорта газа другими европейскими странами.
Немного напоминает разъяснения эстонских таможенников, только в отличие от Таллина, Мадрид и Брюссель не обещают полностью покончить с торговлей с Россией. Это было бы особенно неосмотрительно накануне возможного скорого похолодания, которое вынудит Евросоюз использовать все возможные источники поставок природного газа.
Испанский источник сообщил Guardian, что ограничение импорта СПГ из России возможно только при наличии предварительного общеевропейского соглашения. Стоит добавить к тому, что такое соглашение возможно только в том случае, если альтернативные поставки из других стран мира и в самом деле закроют брешь, образовавшуюся из-за антироссийских санкций. Политические договоренности вряд ли могут быть достигнуты, пока сохраняется риск оставить европейских избирателей зимой без света и тепла.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.