Литва начала подготовку к госбюджету на следующий год. Премьер-министр балтийской республики Ингрида Шимоните первым делом предупредила граждан, что он окажется намного скромнее предыдущего и будет соответствовать возможностям страны, передает LRT.
"Главная задача – подготовить проект бюджета, отвечающий нашим экономическим перспективам, основным направлениям развития нашей страны и, конечно, умеренность, что всегда очень трудно. Очевидно, что нужно очень трезво смотреть на ситуацию, очень рационально. Этой риторики и предложений, судя по всему, будет много, но я надеюсь, что мы, как всегда, сможем принять бюджет, соответствующий возможностям государства", – заявила Ингрида Шимоните.
Премьер-министр также напомнила, что со следующего года вступит в силу Пакт стабильности и роста ЕС, который ограничивает дефицит государственных финансов до 3%. Теперь Литва будет стараться брать меньше кредитов, чтобы расходы на обслуживание долга не пришлось тратить на что-то другое.
"Расходы и доходы государства планируются, исходя из экономических перспектив, основных направлений развития и возможностей", – сказала Ингрида Шимоните.
С печальным прогнозом выступает также банк SEB. По его оценкам, в этом году ВВП Литвы должен сократиться на 0,2%, но банк снижает прогноз роста на следующий год на 0,9% до 1,8%. Об этом заявил экономист банка Тадас Повилаускас:
"Мы довольно сильно снизили прогноз на следующий год – на один процентный пункт. Беспокойство вызывает то, что, когда мы встретимся в ноябре, скорее всего, нам придется его снизить. Квартальные темпы роста вряд ли будут несколько положительными, они будут слегка отрицательными. Прогноз на этот год мы не меняем – минус 0,2%".
В начале года экономисты этого же банка прогнозировали рост ВВП на 0,1%. В мае прогноз был скорректирован до минус 0,2%. Возможно, к концу года они и вовсе заговорят о стагнации.
"По моему мнению, возможности и объективная экономическая реальность вполне ясны, оговорки и исключения, которые действовали последние четыре года, начиная с 2020 года из-за COVID, а затем продлевались из-за войны, которые позволяют нам не соблюдать Маастрихтские критерии и обладать более значительным дефицитом, эти исключения закончились, по оценке Совета руководителей Евросоюза, сейчас ситуация, в которой мы все сейчас находимся, является такой, к которой мы все уже должны были научиться адаптироваться. Поэтому серьезных исключений не будет", – предупредила Ингрида Шимоните.
Эффект домино. Как рушилась литовская экономика?
В первую очередь страна отказалась от российских нефти и газа, а также дешевой электроэнергии из Белорусской АЭС и решила "обрубить провода БРЭЛЛ". Благодаря таким действиям Литва моментально потеряла сотни миллионов евро и поставила крест на своей экономике. И это не считая сотни различных санкций против России и Белоруссии. Но на этом страна не ограничилась.
Изюминкой на всем этом торте стала братская помощь Украине. По самым скромным подсчетам министра обороны Арвидаса Анушаускаса, только вооружений было отправлено ВСУ на более чем 600 миллионов евро. Но дыра в бюджете страны только начинает разрастаться. Президент Литвы Гитанас Науседа на заседании КНБО пообещал включать в бюджет Литвы "помощь Украине" в ближайшие годы на 200 миллионов евро:
"Государственный совет обороны одобрил трехлетний план военной поддержки Украины, который предусматривает поддержку в размере 200 миллионов евро. Это, подчеркиваю, бюджетные средства. Сюда не входит оружие, переданное со складов. Устойчивое финансирование найдено – оно будет финансироваться из средств, полученных из фонда мира ЕС, в качестве компенсации за ранее оказанную военную поддержку".
Об этом в своей речи премьер упомянуть забыла, как и о том, что платить за прихоти правительства будут обычные налогоплательщиков. Счет выходит приличный: расходы на оборонку увеличатся до 3% ВВП, банки выплатят правительству еще 500 миллионов евро через "налог солидарности", который компенсируется в размере одного миллиарда. В свою пользу банки решат проблему легко: повысят кредитные ставки и взыскания по обслуживанию счетов. А обычным гражданам остается только платить.