Литва без коммуниста в президентуре – страна слабая и без перспектив

 Даля Грибаускайте
© Sputnik / Алексей Витвицкий

Артурас Паулаускас

Третье пришествие во власть Дали Грибаускайте (была президентом 2009-2019) может состояться на очередных выборах в мае 2024 года. Литовцы жаждут вожжей и узды.

В истории института основной ветви власти это первый случай. Блогер Ричардас Савукинас собирает подписи за выдвижение Дали "Янтарной леди" Грибаускайте на позицию кандидата в президенты на майских выборах 2024 года: В истории института основной ветви власти это первый случай.

"Литва переживает тяжелое и опасное время. Такое время, которое требует сплочения, сильной воли, жесткости и решительности. Такое время, которое отвечает именно Вашим способностям управления страной. Вы умеете лучше всех. Поэтому обращаемся к Вам и просим вернуться в политику, идти на выборы и одержать победу. Мы верим в Вас. Вы нужны нашей стране. Нам нужны Вы. Вы – наша президент".

Главная избирательная комиссия признала инициативу законной, но проинформировала, что 24 сентября процесс предстоит остановить в связи с завершением срока выдвижения "кандидатов в кандидаты".

Времени хватит, чтобы Грибаускайте прочувствовала чаяния своего электората. Говорят, буквально за полсуток отыскалось 4000 ее сторонников, и даже немного денег они пожертвовали на благое дело.

Мы, ниже подписавшиеся

Эта группа энтузиастов изрядно подпортила общую стартовую картину. Первым об амбициях объявил кандидат от партии Союз зеленых и крестьян, бывший министр здравоохранения, ныне член Сейма Аурелиюс Верига. Его шансы близки к нулю.

В рейтинге претендентов на дворец на площади Дауканто под первым номером стоит Гитанас Науседа, вторую строчку занимает адвокат Игнас Вегеле, прославившийся антиковидными заявлениями. Следом – премьер Ингрида Шимоните и Валдас Адамкус, хозяйничавший в президентуре дважды, в 1998-2003 и в 2004-2009 годах.

У похожего на высохший стручок фасоли старичка (3 ноября 1926 года рождения) Адамкуса нет ни сил для борьбы, ни для победы. Адвокат был хорош в пандемию в качестве вождя антиваксеров, но вне нее он ноль. Следовательно, кандидатов оставалось бы два, но вдруг появилась Даля. Или может появиться, потому что в июле консультант Грибаускайте Года Баценскене заверила прессу: "Экс-президент не планирует претендовать на этот пост еще раз".

Сама Грибаускайте годом ранее громко хлопнула дверью и ушла из активной политики. "В публичном пространстве останусь, иногда буду высказываться по актуальным вопросам. Меня никто не может лишить права на личное мнение. Всем, кто меня поддерживает, спасибо за понимание. Всем, кто не любит, – успокойтесь и не дергайтесь", – написала хитрая лиса.

Однако женский каприз и крик народа о спасении государства – вещи разные. Трудно предсказать, какое окончательное решение примет Даля Поликарповна. Другое очевидно: тот электорат, что просит ее принять участие в президентских выборах 2024 года, выступает против президентской болтовни и согласен поддерживать только реальные дела, для чего априори дает карт-бланш политику, проверенному временем.

Нетрудно догадаться – именно ее, как абсолютно лояльного и управляемого кандидата, двигает вперед партия Ландсбергисов – так за глаза называют в стране консервативный "Союз Отечества – Христианских демократов". Даля для правящих страной и желающих удержать власть еще на четыре года – единственный реальный товар, который можно втюхать избирательской массе.

Цинично? Очень. Но кто сказал, что литовскую политику делают в белых перчатках? Трудно исключить, что и придуманная интернет-петиция – тоже предвыборный проект консервативной СО-ХДЛ.

Даже прошлое не помешает

Социал-демократы, претендующие осенью 2024 года на победу на выборах в Сейм, сразу почувствовали опасность и буквально травлю организовали:

"Электорат у эск-президента прежний и представляет из себя самый активный слой избирателей, поскольку состоит из бывшей советской номенклатуры и сотрудничавших со спецслужбами. Как первым, так и вторым нечего терять. Они, как и Грибаускайте, переполнены ненавистью ко всему советскому, которое давит и будет всегда давить изнутри".

О деталях биографии самой Дали напоминать не нужно, они на слуху. Неслучайно в Литве звучат и такие голоса:

"Вот вам и негативный результат внутрипартийной работы консерваторов. Собрали в отару таких баранов, что стыдно избирателям рекомендовать".

"Достаточно постоял у власти блок ландсбергистов-КГБистов. Гнать поганой метлой".

"Литва без [девушки с низкой социальной ответственность] Дали – Литва без будущего! Ура, товарищи!".

"Пошлите ее подальше, например, в Киев. В 2014 году она там поддерживала Майдан, гнала туда деньги, которые зарабатывала Америка на грабеже Литвы".

Справедливы упреки и обвинения или нет – второй вопрос, но право на жизнь они имеют.

Важно другое – страна радикализируется, погружена в поиски сильной руки, способной показать мягкотелому Науседе, как именно нужно управлять государством в сложных геополитических условиях. Помимо прочего, крепкий лидер – еще и проявления инстинкта самосохранения нации.

В более широком контексте в Балтии может появиться сильная региональная фигура, в тени которой останутся во всех смыслах субтильный глава Латвии Эдгар Ринкевич и эстонский барин Алар Карис. Премьеру Эстонии Кае Каллас тоже придется потесниться, поскольку с Грибаускайте Каю даже сравнивать смешно.

С появлением в президентуре "Янтарной леди" зазвучат новые ноты во внешней политике. Ярче окрасится негатив в адрес России и ее союзников, как и позитив в адрес киевской хунты. Будет любопытно наблюдать, как Поликарповна станет выстраивать в январе 2025 года отношения с новым/старым президентом Джо Байденом, новым/старым главой Америки Дональдом Трампом или совершенно новым хозяином Белого дома?

Что касается европейцев, можно предположить – клочья шерсти полетят от первых лиц Франции и Германии, своей нерешительностью не позволяющих удушить Россию руками украинцев. Кто-кто, а преподавательница республиканской Высшей партийной школы отдает себе отчет в том, что второй такой шанс представится лет через 100, не ранее.

Страна парадоксов

Покойный коммунист Альгирдас Бразаускас, будучи президентом в 1992–1998 годах, сделал все возможное для спасения молодой литовской независимости. Пришедший во власть после него Адамкус усиленно насаждал капитализм, мало думая о перспективах государства.

Отставной член КПСС Грибаускайте по заветам Бразаускаса вновь наладила государственную жизнь, передав в либеральные руки Науседы достаточно крепко стоящую на ногах страну. Такой же тефлоновый, как и Адамкус, он довел государство до ручки в мечтаниях превратить Литву в островок всеобщего благосостояния.

В этом смысле в нем много от Никиты Сергеевича Хрущева. С той разницей, что у Генсека КПСС была власть фактическая, а у литовца – только номинальная при полном отсутствии авторитета и механизмов влияния на правительство с парламентом.

Говорят, Конституция не позволяет. Полная ерунда: "Янтарная леди" работала в условиях того же Основного закона, но держала в кулаке кабмин и Сейм так, что министры и депутаты пикнуть боялись поперек.

И вот опять приходит очередь Грибаускайте. Как говорят симпатизирующие ей политологи, в частности, Линас Кояла, коммунисты на вершине власти выковывают силу Литвы и ее перспективы. Отследим третий подход к снаряду.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме