Политики и общественные деятели Эстонии и Финляндии с готовностью и даже каким-то нездоровым воодушевлением ухватились за ничем не обоснованное предположение о том, что "русские" каким-то образом намеренно повредили соединяющие две страны газопровод Balticconnector и резервный кабель связи.
Мало кто поначалу задавался вопросом, зачем Россия могла бы это сделать, но произносимые речи были полны "праведного" гнева и туманных обещаний о неких последствиях. Ничего даже близко подобного не припоминается в связи с совершенно очевидной, а не предполагаемой, как в нынешнем случае, диверсией на газопроводах "Северного потока".
"Кто, почему и как? [Стоит ли за этим] халатность или умысел? На эти вопросы еще предстоит ответить", – сурово хмуря брови, высказался президент Эстонии Алар Карис.
"Эстония и Финляндия также обратились к своим союзникам, которые готовы поделиться с нами всей необходимой информацией. Внутренние и внешние службы безопасности Эстонии хорошо справляются с раскрытием этих дел, в чем я могу вас заверить, основываясь на информации, которую мы получили от них на данный момент. Виновные должны быть выявлены и предстать перед общественностью, какими бы мотивами они ни руководствовались", – подчеркнул Карис.
Из последних его слов насчет мотивов и виновных, однако, следует: президенту на самом деле, вопреки первой части высказывания, и выяснять-то ничего не надо. Он уже все знает, хотя и не произносит вслух слово "Россия".
Да что там эстонский президент – и кроме него очень многие в эти дни отметились в связи с происшествием в Балтийском море прямыми и завуалированными, но одинаково необоснованными обвинениями в адрес России:
- "Центральная криминальная полиция считает, что, скорее всего, повреждения были нанесены умышленно",
- "Финляндия была готова к тому, что нечто подобное можно случиться в такой неопределенной политической ситуации",
- "повреждения настолько большие, что они не могли возникнуть случайно",
- "для нанесения такого ущерба необходимы специальные навыки и соответствующее оборудование, поэтому обычный человек этого не смог бы сделать",
- "финское правительство считает возможным, что это был организованный Россией саботаж".
Какие заголовки, какие речи, какой накал страстей и страхов! И все впустую.
Диверсия русских или просто несчастный случай?
Предыстория события, как известно, такова: кто-то сумел каким-то образом повредить в ночь осеннего шторма газопровод и якобы незадействованный резервный кабель связи. Места этих двух повреждений находятся довольно далеко друг от друга. Версию подрыва, которую выдвинули сразу же, специалисты, вопреки настойчивым домогательствам не в меру возбудившихся журналистов, отвергли как не подтвержденную данными сейсмологов, которые наверняка зафиксировали бы соответствующие колебаний.
Был сильный шторм, многие суда встали на якоря, чтобы переждать волнение. Некоторые стояли в непосредственной близости от трасс газопровода и кабеля, хотя по идее, эстонские и финские морские ведомства должны были как-то обеспечить исполнение запретов на якорные стоянки над подводными коммуникациями (если такие запретные зоны именно в этих местах были учреждены).
И самое простое и логичное, что имело смысл сразу же предположить в связи с происшествием – повреждение труб и кабеля якорем какого-либо судна или якорями двух разных судов, или финских и эстонских сторожевых кораблей, которые, как сообщалось, тоже околачивались в районе происшествия.
Но нет, самой первой озвученной версией Таллина и Хельсинки было: "Это диверсия России". И как-то даже больно было наблюдать за тем, как неохотно местные пресса и власти по мере включения мозга и анализа фактов, а не на волне муссирования диких домыслов, расставались с надеждой обвинить в происшествии русских диверсантов-аквалангистов. Которые, как следовало бы из параноидальных вымыслов, в сильный шторм, рискуя жизнью, сумели перегрызть или перепилить кабель связи и газопровод Balticconnector, не имеющий политического, стратегического или сколь-либо важного экономического значения, но, вероятно, чем-то ненавистный Москве.
"Мы не можем исключать, что это диверсия. Мы не можем исключать, что это обычная авария", – позднее блеял министр обороны Ханно Певкур, отмечая, что мог иметь место и просто несчастный случай. В душе он, вероятно, очень сожалел, что его ведомство поспешило сообщить союзникам по НАТО о предполагаемой диверсии Москвы. На самом-то деле диверсию можно было сразу исключить, но предубежденность и русофобия застили глаза. Ныне надо как-то "отрабатывать назад", чтобы совсем уж глупо не выглядеть.
На этот раз скинуть на русских не получилось – но попытки еще будут
Реакция на происшествие напоминала болезненное, мазохистское облегчение - "мы так и знали, мы предвидели!", "это месть Кремля!" – после долгого, напряженного ожидания ответа "злобных" русских на все те мелкие и не очень мелкие пакости, выпады и оскорбления со стороны эстонского правительства на протяжении последних лет.
Пока можно только гадать и предполагать, что там на дне Балтики на самом деле случилось с финско-эстонской собственностью (хотя повреждение якорями – наиболее вероятная версия). И вполне вероятно, что все эти догадки и обвинения так и не будут подтверждены фактами, уликами и выводами расследований, как это, похоже, произойдет и в случае с подрывом куда более дорогих и значимых ниток газопроводов семейства "Северный поток".
Кстати говоря, никто в Эстонии не стучал тогда кулаком по столу, не требовал призвать виновных к ответу, обосновывая свой праведный гнев тем, что возможность подобных диверсий создает угрозу для всех подводных газопроводов и иных коммуникаций. Даже по поводу очень значительного вреда окружающей среде, причиненного вырвавшимся мощным газовым потоком, Таллин особо не сокрушался, виновных не осуждал, ускорить расследование не призывал, помощь не предлагал. Более того, вместе с другими провокаторами он пытался ввести европейцев в заблуждение относительно того, кто мог бы такое совершить.
Некоторое количество местных приближенных к власти "экспертов" имели глупость или наглость заявлять, что Россия сама подорвала собственные газопроводы по злобе своей натуры или чтобы обвинить в этом Запад в целях "нагнетания напряженности". Местные знатоки России и раньше-то не очень котировались на международном "интеллектуальном рынке", а после таких заявлений их имеет смысл слушать лишь с позиции ироничного интереса к достигнутому их лечащими врачами-психиатрами прогрессу. Ну, или с позиции исследователя, пытающегося оценить, насколько далеко апологеты идеи "Россия есть воплощение зла" зашли по пути создания в головах доверчивых слушателей виртуального, черно-белого, нездорового мира вечного сражения западного "добра" с восточным "злом". Но ведь продолжают слушать и публиковать, в том числе в связи с происшествием на Balticconnector.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.