Суд народов: почему Украину нужно судить по заветам Нюрнберга

Нюрнбергский процесс, скамья подсудимых лидеров Третьего Рейха, 20 ноября 1945 года – 1 октября 1946 года
© Sputnik / Евгений Халдей

Никита Смирнов

Тема: Острые углы истории

В условиях, когда международные организации слепы перед преступлениями киевского режима, создание военного трибунала кажется единственным выходом для привлечения руководства к ответственности.

Ровно 78 лет назад начался знаменитый Нюрнбергский процесс. Сегодня по пути нацистских преступников идет киевский режим. Единственным способом привлечения Украины к ответственности является такой же суд, который открылся в 1945 году.

На протяжении веков споры между государствами решались через вооруженные конфликты. По их завершению победители могли как угодно обращаться с побежденными. К моменту окончания Второй мировой войны этот закон оставался в силе, так как не было общепризнанных ограничений прав победителей в отношении наказания противников. Не было и такого понятия как военное преступление. В то время проигравшая сторона могла надеяться как на снисходительность, так и на возмездие. Нюрнбергский процесс изменил эти устои.

Как начинался Нюрнбергский процесс

Идея создания Нюрнбергского процесса зародилась еще во время войны, когда союзники СССР в лице Америки и Англии понимали, что победа близка. Инициатором создания трибунала выступил Советский Союз. Остальные смотрели на ситуацию иначе.

Англия и Америка не хотели тратить время на суд и в принципе не понимали необходимости процесса – предлагали просто расстрелять нацистов. Для того, чтобы провести трибунал, в 1943 году на Московской конференции подписали совместную декларацию, которая осуждала "зверства нацистов". 

Военный трибунал над немецкими преступниками начался в городе Нюрнберг 20 ноября 1945 года. Обвинительное заключение содержало четыре пункта: преступления против мира, преступления против человечности, военные преступления и заговор с целью совершения этих преступлений. Судили не только военных преступников, но и организации: генеральный штаб и верховное командование Вермахта, гестапо, СА, СС, СД, руководящий состав нацистской партии и правящее правительство.

В ходе трибунала внимание с подсудимых сместилось в сторону преступлений. Изначально это не было главной повесткой, но впоследствии обсуждение коллективной вины сыграет роль в послевоенном мироустройстве.

Значение Нюрнбергского процесса

В мировой и судебной практике Нюрнбергский трибунал стал первым процессом, когда союзники открыто судили страну-агрессора за военные преступления. Недаром его называют "судом народов".

На трибунале открыто заявили, что за военные процессы агрессор несет наказание, при этом не с политической точки зрения, а с юридической. Итоги Нюрнбергского процесса заложили основы нового правопорядка и признали агрессию тягчайшим преступлением. Женевская конвенция, Международный трибунал по бывшей Югославии, суд по Руанде – это зародилось еще в Нюрнберге.

Но агрессия и геноцид не ушли из нашей жизни. Возникает вопрос – состоится ли международный трибунал над киевским режимом, понесут ли ответственные наказание за преступления?

Почему нужно киевский режим нужно судить?

Обстрелы мирных граждан, усиление нацизма, репрессии против Русской Православной Церкви (РПЦ) – это только малая часть преступлений киевского режима за девять лет на Донбассе и Украине. К сожалению, на Западе не замечают того, как, например, используют мирных жителей в качестве живого щита, что является военным преступлением. Факты агрессии запротоколированы не раз и переданы в ООН и ОБСЕ. Но изучать их отказались.

Так, например, специалисты Российского военно-исторического общества (РВИО) выпустили издание под названием "Черная книга. Зверства современных бандеровцев – украинских неонацистов 2014–2023". Один из авторов, научный директор Российского военно-исторического общества Михаил Мягков рассказал Baltnews о собранных доказательствах.

"В ней описываются страшные факты того, как издевались над людьми, которые были недовольны киевским режимом: бросали их в карцеры, применяли к ним пытки, сравнимые с пытками, используемыми германскими нацистами к советским гражданам и военнопленным. Можно сказать, что душа стынет, когда читаешь или видишь эти свидетельства", – говорит Михаил Мягков.

Для привлечения киевского режима к ответственности с юридической точки зрения нужен специализированный международный суд с участием представителей гражданского общества ряда стран, на котором будут досконально даны правовые оценки военным преступлениям на территории Донецкой и Луганской народных республик и преступлениям на территории Украины.

Россия должна провести Международный суд по системе Нюрнберга, так как действовать в рамках Международного уголовного суда (МУС) не может, да и в принципе не хочет. Ранее страна отказалась от ратификации Римского статута Международного уголовного суда в Гааге по причине национальных.

Поэтому суд над Киевским режимом должен проходить по принципу "победители судят побежденных", а не по практике международных военных трибуналов над бывшей Югославии и Руанде, которые создавались соответствующими решениями Совета Безопасности ООН.

Создание военного трибунала над военными преступниками киевского режима не кажется такой сложной задачей. Для реализации идеи необходим устав и регламент трибунала.

Научный директор Российского военно-исторического общества Михаил Мягков считает, что для суда над киевским режимом нужен новый международный трибунал, где Россия выступит инициатором, а все страны, не поддерживающие нацизм, присоединяться к этому процессу.

"Конечно, должна быть создана организация, в которой будут участвовать все страны, осуждающие нацизм и неонацизм. Там должны быть судьи, прокуроры, адвокаты, международные средства массовой информации. Процесс следует сделать открытым. Скорее всего, он будет идти долго, так как слишком велика степень ответственности за судебный процесс, который будет происходить. Приговор должен быть суровым, исходя из меры и злодеяний киевского режима, но в то же время справедливым", – говорит Михаил Мягков.

Во время суда в Нюрнберге нацисты отрицали причастность к преступлениям до тех пор, пока обвинение не представило неопровержимые доказательства. Для привлечения украинских террористов к уголовной ответственности следует фиксировать каждый факт преступления, чем и занимается Следственный комитет России (СК РФ).

Еще в 2022 году комитет заявил о возбуждении более 400 уголовных дел о событиях в Донбассе против десятков высокопоставленных руководителей силовых структур Украины, причастных к гибели более 2,6 тыс. мирных жителей Донбасса за последние 9 лет

Кроме этого, зафиксировать вину подсудимых помогут показания свидетелей. Одним из важных моментов Нюрнбергского процесса стали показания немецкого военачальника Фридрих Паулюса, который подробным образом рассказал о плане "Барбаросса" и участниках. В отличие от "сухого" предоставления документов в европейские организации, заявления бывших участников ВСУ будут подспорьем в судебном процессе, против которого коллективный Запад вряд ли найдет оправдания. 

Научный директора РВИО Михаил Мягкова считает, что именно по модели Нюрнберга нужно судить украинских неонацистов, включая президента Владимира Зеленского, его команду, глав Вооруженных Сил Украины, военачальников, членов и руководителей Азова (запрещенная в России террористическая организация) и других людей, устроивших геноцид населения на Донбассе и Украине.

"К ним, безусловно, надо применять меры судебного воздействия. Сегодня наш Следственный комитет занимается этим. Процесс есть, и он уже идет. Высшее руководство киевского режима должно быть осуждено международным трибуналом. Как и после Великой Отечественной, это должен быть именно судебный процесс. Все обстоятельства преступления, все детали должны быть расследованы и представлены международной общественности, и каждый преступник должен, как на Нюрнберге, получить наказания, исходя из своей вины и преступления".

Следствием установлена причастность к совершению преступлений 85 лиц из числа военнослужащих ВСУ и других силовых структур Украины. Среди них фигурирует бывший командующий военно-морскими силами ВСУ Игорь Воронченко, командующий военно-воздушными силами ВСУ Сергей Дроздов и другие.

Созданный трибунал будет сыграет важную роль в международном уголовном праве, а поэтому состав должен иметь безупречную репутацию в международной среде.

Что поменяется после суда над Украиной?

Сегодня многие забывают итоги Нюрнбергского процесса, особенно на Западе и на Украине. Любой человек мира должен знать, что наказания за подобные преступления будут неминуемы и неотвратимы. Судебный процесс над киевским режимом, если он произойдет, станет основным напоминанием того, что происходит с военными преступниками и неонацистами, и что избежать ответственности не получится.

Атмосфера в мире станет чище после подобного суда. Трибунал также поможет освободить мир от нацизма, который не получилось искоренить до конца во время Нюрнбергского процесса. Возможно, суд также поменяет взгляд на принципы международного права, которые в последнее время они стали работать только в западных интересах.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме