Слишком много неудач: украинцы согласны на "плохой" мир

Колонна военной техники ВС РФ в Крыму на границе с Украиной
© Sputnik / Константин Михальчевский

Илья Круглей

Постепенно на все области Украины начало распространяться отрезвление и понимание того, что закончить этот конфликт быстро не получится, не говоря уже об "освобождении" Крыма и Донбасса.

Киевский международный институт социологии (КМИС) опубликовал результаты опроса, который показал, что на юге и востоке страны более 45% жителей выступили за прекращение военного конфликта без возврата территорий. Конечно, при условии того, что Запад даст гарантии безопасности.

Еще год назад за то, чтобы подписать мирный договоры и сохранить территории, которые Украина контролировала до начала СВО, выступали только 9% населения. Что же изменилось? Киевская пропаганда уже не так хорошо работает и люди начали понимать, что вести войну до победного конца означает полное уничтожение и государства и нации? Или же украинские власти специально настраивают общество на то, что мирные переговоры нужны, пусть и такой ценой?

Растущее меньшинство

В феврале и марте 2022 года казалось, что вся Украина сплотилась против внешнего врага. Конечно, уже в первые недели СВО страну покинули миллионы граждан, которые не были готовы жить в условиях конфликта, но при этом все они выступали за то, чтобы "продолжать войну до победного конца" (т.е. возвращение Крыма и Донбасса).

Сегодня ситуация в корне изменилась. Данные опроса КМИС говорят о том, что только 58% выступают за продолжение боевых действий, причем даже при условии сокращения поддержки Запада. Кажется, очень много, не так ли?

Но только если не сравнивать с опросом годичной давности. В декабре 2022 года только 85% опрошенных были готовы продолжать конфликт, пока под контроль Киева не вернутся, в том числе, Крым и Донбасс. Только 9% выбирали вариант мирных переговоров с возвращением только тех территорий, которые страна контролировала до начала СВО.

В 2023 году тех, кто готов довольствоваться малым, т.е. пойти на территориальные уступки, существенно больше. Конечно, такой высокий процент – около 45% – только среди жителей юга (46%) и востока (47%) Украины, то есть прифронтовых территорий. Если брать всю страну, в том числе и тех граждан, которые уехали за границу в первые же дни СВО, показатель, конечно, будет существенно ниже – 32%. Но это все равно прогресс, причем очень заметный.

В Bloomberg тоже бьют тревогу по этому поводу, отмечая, что все больше украинцев готовы к миру даже на условиях России. Более того, в американском агентстве людей, согласных на территориальные уступки, называют "растущим меньшинством".

Примечательно, что за продолжение военных действий "до победного конца" рьяно выступают только жители центральных (65%) и западных (64%) областей Украины. То есть в относительно спокойных регионах, где словосочетание "военные действия" носят скорее теоретический характер и подразумевают авиаудары по военным базам и объектам инфраструктуры, чем реальные бои между армиями у границы города или села.

На прифронтовых землях ситуация другая – за прекращение войны без возврата территорий выступают 40% на юге и 42% на востоке. То есть в этой части страны доля тех, кто хочет мира любой ценой, уже превысила число граждан, выступающих за продолжение конфликта. Ничего удивительного, что в Bloomberg назвали это растущим меньшинством.

"Думаю, такие данные от КМИС в большей или меньшей степени даже считать объективными. Почти год назад российская армия отступила на некоторых рубежах в Харьковской области, позднее оставила Херсон. Что в ВСУ, что в украинском обществе, которое накачивалось СМИ и политиками, был подъем морального духа. Год прошел, ситуация диаметрально противоположная. Украинское руководство обещало, что в 2023 году оно возьмет Крым, что получив немецкие и британские танки ВСУ начнет "бить" российскую армию везде, где только можно. Ничего из этого не произошло. Полуостров все также является территорией РФ, а европейские танки горят на поле боя ничуть не хуже украинских", – сказал Baltnews политолог, руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов Олег Иванов.

"Не думаю, что данные опроса были прямо сильно подтасованы. Просто о них решили сказать без сильных искажений. Украинское общество, накачанное политиками в инфополе почти до упора, было действительно в большинстве своем уверено, что российская армия вот-вот сломается, начнет отступать и, в конечном счете, проиграет", – добавил он.

Но происходит обратное. ВСУ провалила контрнаступление. Даже до него Киев потерял Соледар, Артемовск. Сейчас РФ успешно атакует почти по всей линии соприкосновения, включая Купянское направление и дальше от Артемовска в сторону Часов Яра. В Авдеевке, под Донецком, тоже идут успешные для РФ бои.

"Из-за этого у украинского общество началась стадия фрустрации. Такой термин применяется не только для отдельного индивидуума, но иногда и для целого социума. Определенный слой общества был уверен, что произойдет конкретное событие. Уверенность в поражении РФ была максимальной. А теперь украинское общество вдруг обнаружило, что ничего такого точно не произошло. Возникла пустота, желание избавиться от этого чувства. Отсюда и желание закончить конфликт любой ценой. Месяц за месяцем боевой пыл населения будет падать еще сильнее. Если через два-три месяца Киев не решит проблемы с финансированием ВСУ, то результаты опросов будут еще более удручающими", – объяснил Олег Иванов.

Беда не приходит одна

После того оголтелого фанатизма, который продемонстрировали украинцы в 2022 году (а отдельные группы продолжают демонстрировать это в соцсетях), стало казаться, что такие люди никогда не смогут не то что отступить, но даже осознать реальность. Граждане почти в едином национальном порыве перешли на "украинську мову", хотя добрая часть страны с рождения спокойно разговаривала на русском языке.

Наверное, каждый украинец считал своим долгом найти в России хоть какой-нибудь изъян и тут же выставить его на всеобщее обозрение. А если таковых не находилось, то их всегда можно было придумать. В ход шли любые фейки, начиная с якобы отсутствия в РФ унитазов, микроволновок и заканчивая тем, что военным якобы приходится воровать из украинских домов каждый день, иначе все от голода умрут. Теперь реальность наконец догнала значительную часть населения страны.

Так уж сошлись звезды, что окончательный провал контрнаступления совпал с еще целым рядом факторов. Во-первых, жители страны не могут не видеть, как меняется мнение коллективного Запада. Помощь все чаще задерживается или вовсе откладывается – например, накануне в Европе заявили, что не уверены в выделении Киеву €50 млрд из-за финансового кризиса в Германии и усиления позиций ультраправых в ЕС.

На этом фоне вице-премьер Ирина Верещук допустила сокращение расходов на социальную и гуманитарную сферу. Вот только сами украинцы не уверены, что социальные расходы есть куда сокращать. Солдаты ВСУ закупают амуницию за свои деньги. Качественное лечение, зачастую, тоже не за счет государства нужно получать.

Да и мобилизация становится все жестче – мало того, что откровенные похищения людей с облавами в ресторанах и ночных клубах начались за пределами прифронтовых территорий, то есть в центре и на Западе страны, так еще и женщин могут начать призывать. Местное издание "Страна" отмечает, что новый закон о мобилизации предполагает, что все женщины стран от 25 до 60 лет станут военнообязанными и их можно будет отправить на фронт в любой момент.

Столь плачевная ситуация на Украине заставляет задуматься – граждане сами решили, что им нужен мир любой ценой, или же это киевский режим аккуратно меняет общественное мнение, так как им необходимо закончить активные боевые действия хоть как-нибудь.

Конечно, можно было бы просто сесть за стол переговоров. Если бы не одно "но". Зеленский многократно заявлял, что для него существует только один вариант – война до победного конца. Он неоднократно показывал себя недоговороспособным политиком. И теперь, чтобы хотя бы допустить мысль о мирном урегулировании, необходимо тщательно подготовить к этому население.

Впрочем, как объяснил в беседе с Baltnews политолог, директор украинского Центра политического маркетинга Василий Стоякин, такие настроения Владимиру Зеленскому крайне невыгодны. Президент Украины с самого начала СВО задрал такую планку, которой при всем желании не в состоянии в принципе соответствовать.

"Я напомню, Зеленский не раз и не два перед телекамерами говорил, что только после взятия под контроль всех территорий на Донбассе и Крыму Киев начнет переговоры с Москвой. Подчеркну, он сказал "начнет переговоры", а не подпишет какое-то мирное соглашение или подобного рода документ. Понятно, что ни тогда, ни тем более сейчас ВСУ такой цели не достигли. Территории взять под контроль не получится. Я не знаю, кто внушил такую радикальную идею Зеленскому, но в итоге из-за этого он оказался в тупике, который сам же создал. Откреститься от подобных заявлений он уже не сможет", – отметил Стоякин.

"Маловероятно, что результаты соцопросов, которые КМИС публикует – инициатива украинской действующей власти. Институт, кстати, является грантовой организацией, которую, по сути, финансирует определенный заказчик. Разумеется, о нем в публичном доступе никакой информации нет, но очевидно, что именно он и дает команды КМИС, какие и когда цифры надо публиковать. И еще напомню, что работники этого института – частые гости в посольстве США. Благодаря этому даже если в КМИС придут представители СБУ, якобы наказать или поругать за публикацию неудобных для Зеленского цифр, никто их не испугается. "Крыша" очень серьезная", – считает политолог.

При этом Василий Стоякин подчеркнул, что вообще любые результаты соцопросов, когда в стране ведутся боевые действия – показатель крайне нестабильный. Если говорить о реальности, а не цифрах, публикуемых какими-то институтами, то население прифронтовых областей, скорее всего, хочет мира любой ценой, гораздо больше, чем в результатах последних опросов.

"В городах и селах юго-восточной Украины население сильно устало от сразу нескольких факторов. Впрочем, они касаются все чаще и других областей страны. Во-первых, контрнаступление Киева де-факто захлебнулось и никаких результатов не дало, хотя на него были потрачены колоссальные средства. Во-вторых, доверие к Зеленскому строилось на его якобы способности сколотить "антипутинскую" коалицию на мировой арене. Как мы видим, задача с треском провалена", – сказал Стоякин.

"Даже в США и Европе поддержка Киева, конечно, есть, но оговорок появляется все больше. А Россия ни в какой международной изоляции не оказалась. В-третьих, усилились санкции соседей Украины, которые еще вчера считались важнейшими союзниками Киева. Блокады грузоперевозчиков, нежелание закупать украинскую сельхозпродукцию, причем не от одной страны, а сразу от нескольких – очень болезненный удар для политиков и населения Украины. Еще вчера Киев практически раздавал права польским гражданам наравне с украинскими, а теперь мы видим, что Варшава де-факто санкции против Киева вводит", – говорит эксперт.

Директор украинского Центра политического маркетинга также отметил, что все это в сумме заставляет население Украины охладить боевой пыл. Люди видят, что их со всех сторон предают, а руководство откровенно врет, поэтому мира уже хочется любой ценой.

Впрочем, такие настроения тоже не будут длиться вечно. В какой-то момент республиканцы и демократы в США договорятся, военная помощь Киеву все же будет оказана. Другой вопрос, что параллельно с этим нарастает еще и конфликт Залужного и Зеленского. Да и обещания о призыве в ВСУ женщин тоже оптимизма в обществе не вызывают.

А если добавить ко всему вышесказанному еще и банальную усталость от военных действий, постоянное чувство опасности, безденежье и безработицу, можно понять, почему значительная доля украинцев вспомнила старую поговорку: "Плохой мир лучше хорошей войны".

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме