Молдавских политиков, которых задержали в аэропорту Кишинева, после возвращения из Москвы, отпустили. Однако это вовсе не значит, что нынешние власти Молдавии во главе с президентом Майи Санду прекратили подавлять любое инакомыслие в стране, особенно если оно связано с неприятием фанатичного вступления ЕС на любых условиях и конфронтации с Россией.
Напротив, Кишинев только повышает ставки. Об этом говорит травля любых политических объединений, которые выступают за нормальные отношения с Москвой. Запрета партии "Шор" в 2023 году (после постоянных нападок, обысков и саботажа ее работы), которая весной того года победила на местных выборах в автономном территориальном образовании Гагаузия, было недостаточно. Прокуратура по борьбе с коррупцией Молдавии приняла решение возбудить уголовное дело в отношении главы Гагаузии Евгении Гуцул. Дело уже передано в суд.
Кишинев раздражает не только тот факт, что весомая часть населения не хочет бездумно идти на сближение с ЕС ценой конфронтации с Россией по примеру Украины. Майя Санду и ее команду, видимо, сильно беспокоит, что в стране есть политические силы, которые сопротивляются уже чуть ли не диктаторским замашкам властей и их намерении практически "сдать" Молдавию в руки ЕС в качестве территории (не исключено, что и в виде поглощения Румынией).
Ловкость рук и никаких репрессий
Нынешние аресты, допросы и задержания – лишь вершина айсберга, который якобы самое демократичное правительство Молдавии старается всячески скрывать. Однако то, что происходит сейчас, трудно не заметить и проигнорировать.
Во-первых, партию "Шор" действующие власти сомнительным образом ликвидировали. Да, все как бы по закону, но только самый наивный не заметит, что Майя Санду просто задавила оппозицию, пользуясь властью. Еще бы, ведь в Гагаузии эта партия нашла широкую поддержку в ходе местных выборов, поскольку не стеснялась говорить о том, что для евроинтеграции есть альтернатива в виде ЕАЭС и торговых связях с Россией.
Во-вторых, когда в стране нашлись политики, которые даже после ликвидации партии "Шор" решили объединиться, чтобы предложить населению внешне- и внутриполитический курс, не связанный с евроинтеграцией (причем почти на любых условиях), тут же включился, по сути, репрессивный аппарат.
Недавно в Москве состоялся съезд политиков из Молдавии, которые поддерживают вступление республики в ЕАЭС, а также против интеграции с Евросоюзом. В ходе этого мероприятия ими было объявлено о создании политблока "Победа-Виктория".
Когда они вернулись в Кишинев, их тут же задержали представители силовых структур Молдавии. Прямо в аэропорту. После допросов (некоторых допрашивали даже представители спецслужб) их отпустили. Однако всем понятно, что это было откровенное и показательное давление на инакомыслящих.
Принудительные беседы провели и с главой Гагаузии – Евгенией Гуцул. Безусловно, Кишиневу важно избавиться от этой политической фигуры, поскольку она нарушает идеальную "демократическую" атмосферу, которую все эти годы выстраивает Майя Санду, агрессивно навязывая всем идею о присоединении к Румынии и вступлении в ЕС.
При этом все по закону. Никаких скандальных нарушений. "Шор" против евроинтеграции? Ликвидируем партию, использовав рычаги в Конституционном суде. Скажем, что эта партия угрожает целостности страны (и ничего, что Санду предлагает вообще всю страну отдать на поглощение соседнего государства).
Евгения Гуцул оказалась среди тех, кто пытается сопротивляться "единственно правильному пути" Кишинева и оппозиционный политический блок организовывает? Возбудим против нее уголовное дело! Какое же это политическое преследование? Просто в стране больше ни у кого из политиков проблем с законом нет, а на главу Гагаузии обязательно что-то быть должно!
Кстати, Евгения Гуцул незадолго до этого еще и публично произнесла вообще страшное. Она заявила, что Гагаузия может воспользоваться правом на самоопределение, если Молдавия объединится с Румынией или войдет в состав Евросоюза. Опасность для режима Санду в том, юридически к такому решению придраться сложно, ведь это прописано в законе об особом правовом статусе, о чем глава Гагаузской автономии публично и сообщила.
Евросоюз одобряет
Преследования членов партии "Шор", как и любых других политиков, выступающих за вступление в ЕАЭС, т.е. за сближение с Россией, наблюдаются в Молдавии уже не первый год. Параллельно с этим, словно копируя шаблон Украины времен Петра Порошенко, руководство Молдавии всячески старается подготовить законодательную базу для того, чтобы на любых условиях стать членом ЕС. Президент Молдавии Майя Санду в марте 2023-го даже назвала крайнюю дату. По ее словам, республика должна стать членом Европейского союза до 2030 года.
Более того, она предложила парламенту организовать референдум в стране, чтобы граждане могли высказать свое мнение по поводу вступления республики в ЕС. Конституционный суд Молдавии 16 апреля одобрил внесение в конституцию положений о евроинтеграции, по сути, открыв дорогу к этому процессу.
Разумеется, всего этого не было бы, если политические элиты ЕС не поддерживали бы режим Санду, закрывая глаза на все ее инициативы по политическим преследованиям.
Как отметил политолог Андрей Максимов в комментарии для Baltnews, нынешним властям Молдавии уже отступать некуда. Они слишком много сделали для конфронтации с Россией. Для ЕС такая восточноевропейская страна в принципе рассматривается в качестве еще одной "линий фронта" противостояния.
"Власти Молдовы сами же провоцируют противостояние своей инициативой по референдуму о вступлении страны в ЕС. Брюссель в таких условиях, конечно же, будет полностью покрывать любые неправовые действия Кишинева по отношению к собственным гражданам, даже если это будут жесткие силовые или откровенно террористические выходки", – рассказал Андрей Максимов.
По его мнению, в ЕС политические элиты в принципе рассматривают движение молдаван за поддержку сохранения Молдавии как суверенного государства в качестве прокси движения в поддержку Москвы. Для них это все часть глобальной конфронтации с РФ.
"Власти во главе с Санду будут любыми способами стремиться к тому, чтобы быстро и в определенном смысле "мягко" ликвидировать Молдавию. Даже путем, по сути, аннексии ей Румынией. Оправдание при этом будет в стиле "зато мы теперь в Евросоюзе", – считает политолог.
Самому Евросоюзу, кстати, вовсе необязательно что-то делать для Кишинева. Кормить его обещаниями – несложно. Украина до сих пор на таком "сухпайке" живет. В конце 2023 года в Европарламенте даже решили подбодрить действующие власти в Молдавии. Эта наднациональная структура ЕС приняла резолюцию с призывом начать официальные переговоры с Молдавией о членстве в Евросоюзе до конца этого года. Тогда же в Кишиневе европейский депутат Зигфрид Мурешан сообщил, что "около 80% членов Европарламента поддерживают стремление страны стать частью Евросоюза".
Подумаешь, статус кандидата на вступление в союз получила и Украина… хотя все прекрасно понимают, что ее сейчас никто не возьмет. Турция, кстати, такой статус с 1999 года имеет. Пользы, правда, маловато. Но для Молдавии обещаний или частичной интеграции вполне достаточно, чтобы поддерживать идеи для населения о том, что "еще совсем чуть-чуть и прямо в рай".
А то, что ради этого репрессивный аппарат разворачивается в полную силу и политический кризис зреет, когда не только Приднестровье, но и теперь Гагаузия может стать территорией, где грозит вспыхнуть конфликт – так это замечательно. Вдруг получится РФ втянуть в еще один конфликт.
Исполнительный директор Центра политического анализа Вячеслав Данилов отметил, что еврочиновники активно следят за ситуацией в этой восточноевропейской стране. По сути, Молдавия сейчас под кураторством Румынии, но и политические группы из ЕС тоже непосредственно работают по стране.
"Ситуация тем не менее в Молдавии отличается от Украины. Кишинев не настолько широко представляет интересы Вашингтона, как в случае с Киевом. При этом ЕС будет поддерживать любой режим в Молдавии, который будет дистанцировать эту страну от ее социалистического прошлого и пророссийского вектора настоящего", –сказал Baltnews Данилов.
По его мнению, неважно, кто будет у власти, – Майя Санду или любой другой политик. Важно, что Брюссель хочет от Молдавии и что она должна быть готовой это исполнять. При этом даже между Кишиневом и Москвой возникнет серьезная конфронтация, ЕС готов будет стать эдаким покровителем, как это случилось в случае с Украиной.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.