Экс-мэр Рима: мы хотим быть мостом между Россией и Западом

Итальянский политик, министр сельского хозяйства в правительстве Сильвио Берлускони в 2001–2006 годах, мэр Рима с 2008 по 2013 год Джованни Алеманно
© AFP 2024 / GABRIEL BOUYS

Кирилл Фенин

Тема: Мир после СВО

Бывший мэр Рима Джованни Алеманно рассказал Baltnews, какое место должна занять Италия в многополярном мире.

Запад на грани масштабных перемен в преддверии выборов в Европарламент и президентских выборов в США.

Все больше политиков в ЕС, в том числе в Италии, начинают говорить о необходимости диалога с Россией. На фоне краха гегемонии США начинает формироваться многополярный мир, а страны Запада ищут свое новое место в нем.

Взглядом на новый мир поделился с Baltnews Джованни Алеманно, итальянский политик, министр сельского хозяйства в правительстве Сильвио Берлускони в 2001–2006 годах, мэр Рима с 2008 по 2013 год.

Итальянские политики Джованни Алеманно и Сильвио Берлускони, 24 мая 2013 год
FILIPPO MONTEFORTE
Итальянские политики Джованни Алеманно и Сильвио Берлускони, 24 мая 2013 год

– Господин Алеманно, спасибо, что согласились дать интервью. Давайте поговорим об отношениях между Россией и Италией. Как вы их оцениваете?

– Я убежден, что между итальянским и российским народом существует основа дружбы, она является прочным фундаментом, который только укрепляется со временем. В мире очень много итальянцев, которых любят только русские, в то время как многие другие страны смотрят на нас с подозрением.

Когда начался кризис на Украине, уже с санкций, а затем проблема вышла из-под контроля, когда началась специальная военная операция, было очень сильное влияние военной пропаганды, обусловленной связями нашей страны с США. Они хотят показать, что у президента [России Владимира] Путина нет мотивации, нет оправдания тому, что он делает на Украине.

Поэтому было и остается сильное давление, цель которого – представить Россию как врага, нападающего не только на Украину, но на всю Европу. Именно такая пропаганда ведется в Италии, хотя опросы говорят нам, что большинство итальянцев хотело бы, чтобы правительство прекратило поставки оружия на Украину. Так что с этой точки зрения отношения ухудшились, но они ухудшились больше на самом верху, между институтами [власти].

– Вы – один из основателей "Комитета против войны", который противостоял поставкам оружия на Украину. Правительство Мелони, напротив, является "пронатовским". Чем, по вашему мнению, закончится конфликт на Украине?

– Этот конфликт может закончиться только прекращением огня и мирными переговорами. На мой взгляд, это конфликт, который никто не может выиграть, но никто и не может проиграть в любом случае. Первыми жертвами становятся именно украинцы, которые оказались между противоположными интересами, с одной стороны – НАТО, с другой – Россия, и они платят цену за все.

Поэтому я считаю, что этот конфликт должен закончиться как можно скорее с помощью режима прекращения огня, реалистичных мирных переговоров, в ходе которых каким-то образом удастся решить проблему Донбасса и Крыма, потому что очевидно, что это ситуация, которая – если ее не разрешить – будет порождать новые конфликты.

– Какие условия необходимы для восстановления доверия между Римом и Москвой и для восстановления их отношений?

– Первым шагом должно стать прекращение огня. Когда это произойдет, исчезнут многие пропагандистские темы, которые порождают вражду между итальянским и российским правительствами.

Кроме того, на политическом уровне мы работаем над тем, чтобы не только итальянское правительство, но и оппозиция понимали, что существует новый мир, который в корне меняет политический и культурный баланс планеты.

С этой точки зрения мы надеемся, что работа, которую проводим мы и другие политические партии, приведет к изменению общественных дебатов и пониманию того, что нужно смотреть на мир, уважая разные позиции. Прекращение огня и наша работа должны привести Италию к восстановлению хороших отношений с Россией в разумные сроки.

– Я знаю, что у вас есть политическая партия "Независимость". Какой позиции вы придерживаетесь?

– Партия называется "Движение за независимость". Она возникла как продолжение "Комитета против войны". Именно конфликт на Украине показал нам, что позиция альянса НАТО слишком воинственна, слишком агрессивна по отношению не только к России, но и к другим странам мира. Поэтому первая цель нашего движения – восстановить мирные отношения со всеми частями света, то есть мы хотим стать мостом между Западом и Россией, а также между другими великими державами.

Во-вторых, мы выступаем против чрезмерного либерализма в итальянской и европейской экономике и хотим большей социальной справедливости. Есть итальянские компании, которые могут производить богатство, но затем ряд социальных механизмов позволяет это богатство перераспределять. И в целом, несмотря на то, что мы являемся правыми, мы очень критично относимся к нынешнему правительству и хотим создать межпартийный альянс от правых до левых, который станет альтернативой текущему балансу сил.

– Итальянские правые, включая Сальвини, Мелони и Берлускони, положительно относились к России. Как вы думаете, почему они теперь поддерживают Украину?

– Джорджа Мелони считает, что необходимо полное согласование итальянской внешней политики с США. Раньше Джорджа Мелони, Сальвини и даже сам Берлускони были очень внимательны к политическим потребностям России, они хотели быть мостом между Соединенными Штатами и Россией.

Мы помним, как на яхте Берлускони заставил президента Путина и президента [США Джорджа] Буша пожать друг другу руки, так что это было нашим призванием.

Затем, однако, пришлось делать то, на что указывали Соединенные Штаты. Эта решительно воинственная позиция, которая не предвещала никаких горизонтов мира, никаких мирных горизонтов, никаких переговоров с Россией. Мы, с другой стороны, хотим, чтобы этот путь был пройден снова, начиная, как я уже говорил, именно с прекращения огня, с реалистичных переговоров, которые позволили бы положить конец конфликту на Украине.

– Каково ваше мнение об институциональной реформе Мелони? Я имею в виду прямые выборы премьер-министра.

– Прямые выборы премьера – недостаточный ответ на институциональные проблемы Италии. Реальным ответом должно быть избрание народом президента республики, а не премьера, который с парламентским большинством становится лидером парламента. Гораздо лучше напрямую избирать президента Республики, который сегодня в Италии избирается только партиями. Реформа предварительная и уникальная, на наш взгляд, она не очень эффективная, но важная.

– Давайте поговорим о глобальных изменениях. Движемся ли мы в сторону многополярности? И какова будет роль Италии в будущем?

– Да, новизна этой эпохи заключается в укреплении многополярного мира, представленного, как я уже говорил, БРИКС. Этот формат может вести глобализацию, в которой каждая нация сохраняет свой суверенитет, а каждый регион может защитить свой вклад в цивилизацию. Это и есть цель.

Италия должна быть мостом, решительно поддерживающим эту эволюцию, потому что мы являемся реальностью Востока, России и т.д., находимся между Севером и Югом, то есть между Европой, Африкой и Ближним Востоком. Мы являемся страной, которая должна возводить мосты между цивилизациями. Мы должны всячески способствовать и поощрять рост многополярного мира.

– Будут европейские выборы. Каково ваше мнение? Изменится ли расстановка сил в ЕС после этих выборов?

– Изменится, но самый важный факт заключается в том, что все больше людей откажутся от голосования. Будет много граждан, которые не пойдут голосовать в Италии и в Европе. Реальная проблема в том, что этого и ждут еврочиновники. Так что, возможно, этот европейский парламент сдвинется еще немного вправо, но истинная проблема в том, что он все больше теряет связь с европейскими гражданами.

– В Соединенных Штатах также пройдут президентские выборы. Изменится ли американская политика в отношении Европы, Италии и России?

– Да, если Дональд Трамп победит, как я надеюсь. Это, безусловно, изменит отношение США, оно станет менее агрессивным. Дональд Трамп пообещал закончить войну на Украине в течение 24 часов после своего избрания, и мы надеемся, что это будет правдой.

– Спасибо. Каково ваше отношение к русской культуре и России в целом? Может ли Россия быть партнером для Италии, по вашему мнению?

– Россия – естественный партнер для Италии, русская культура – часть европейской культуры. Папа Иоанн Павел II сказал, что Европа стоит на двух столпах, Западе и Востоке, и без этих двух столпов нет настоящей европейской идентичности. Поэтому, с моей точки зрения, необходимо активизировать отношения с Россией, создать прочную связь между Европой и Россией, потому что это может помочь нам экономически как для нашего собственного развития, так и для развития России. Также мы сможем увидеть культурный аспект с другой точки зрения, преодолеть зацикленность на Западе и получим возможность смотреть на весь мир с другой точки зрения.

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме